В условиях, когда сцепление колеса с опорной поверхностью далеко от оптимального, а при нашем климате и большинстве дорог такую ситуацию можно считать скорее нормой, чем исключением, водители не в состоянии ежесекундно контролировать тяжелый автопоезд на всех режимах, включая разгон и торможение. Движение автопоезда по скользкому покрытию требует постоянных безошибочных действий, а малейшая ошибка в действиях водителя автопоезда часто приводит к аварии.
Современный уровень техники позволяет оснастить грузовые автомобили системами, уменьшающими постоянное напряжение водителя при езде по скользкому дорожному полотну и облегчающие его работу. Эти системы, работающие в автоматическом режиме, намного, порой на порядок, повышают реальные возможности человека в управлении тяжелым грузовым транспортным средством в сложных дорожных условиях, способствуют повышению эффективности перевозок грузов и не требуют трудоемкого обслуживания. Среди них антиблокировочная (ABS) и противобуксовочная (ASR) системы.
Основные принципы работы систем ABS и ASR.
ABS
В основе работы системы ABS лежит принцип оптимального соотношения между коэффициентом сцепления колеса с дорогой и его относительным проскальзыванием. При относительном проскальзывании 15-30% сцепление становится максимальным, после чего начинает резко уменьшаться. Именно это значение проскальзывания обеспечивает одновременно и максимальную эффективность, и достаточную безопасность торможения.
Сцепление колес с опорной дорожной поверхностью зависит и от состояния дороги и от характеристики шин. Отметим также, что сопротивление колеса боковым силам уменьшается при возникновении проскальзывания. Именно по этой причине грузовик так легко входит в занос, теряя курсовую устойчивость. Изначальной причиной заноса может стать любая неровность дороги или легкая асинхронность торможения по правому или левому борту. Применение систем ABS на автопоезде (особенно на груженом автопоезде) позволяет сохранить устойчивость его движения при торможении в сложных дорожных условиях, при этом тормозная эффективность существенно улучшается.
ASR
Противобуксовочные системы (ASR) дополняют систему ABS. Они предотвращают буксование колес в тяговом режиме, подтормаживая эти колеса и (или) воздействуя на работу двигателя. Поддерживая буксование колес на оптимальном уровне, эти две системы (иногда работающие в сдвоенном режиме как одно целое) способствуют повышению разгонной динамики, устойчивости и проходимости автопоездов на скользких дорогах. Согласно Директивам ЕЭС автопоезда и междугородние автобусы в обязательном порядке должны оснащаться ABS и ASR. Постепенно они находят применение и на автомобилях, выпускаемых в СНГ.