По итогам первого полугодия 2008 года рост перевалки морских контейнерных грузов в России составил 22,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и достиг 1,85 млн TEU. По оценкам ИАА InfraNews, к 2010 году объем российского контейнерного грузооборота может превысить 7-8 млн TEU. Половина из них придется на порты Петербурга и Ленинградской области.
По данным ИАА InfraNews, российские морские порты сейчас обеспечивают порядка 60% грузооборота контейнеров. Еще порядка 190 тыс. TEU приходит в Россию через финские порты, 180 тыс. TEU - через прибалтийские и порядка 780 тыс. TEU привозят "Российские железные дороги". Половину морского контейнерного грузооборота России обеспечивает Петербург. Три работающие здесь терминала, принадлежащие двум крупнейшим игрокам рынка - Национальной контейнерной компании (Первый контейнерный терминал) и "Н-Транс" ("Петролеспорт" и "Моби Дик"), входят в пятерку крупнейших в стране. Конкуренцию Петербургу составляет Дальний Восток, наиболее приближенный к основному отправителю контейнеров в Россию - Китаю.
Два крупнейших терминала "Н-Транса" (Восточная стивидорная компания) и Дальневосточного морского пароходства (Владивостокский контейнерный терминал) перегрузили за полгода свыше 230 тыс. TEU, нарастив свои показатели на 16 и 26% соответственно. Между тем, как подчеркивает Алексей Безбородов, глава InfraNews, перспективы дальневосточных портов весьма туманны. Дело в том, что в этом году стоимость доставки контейнеров из Китая в Петербург упала вдвое, до 5270 долл. за штуку. Причиной тому стал избыток флота на мировом рынке и общая стагнация. А средняя стоимость доставки 40-футового контейнера из Шанхая в Москву через Владивосток - 6705 долл. Преимущества импорта через Дальний Восток есть лишь у грузовладельцев, могущих получить преференции от РЖД или же использующих специальные таможенные схемы, полагает Алексей Безбородов.
В южном бассейне основной российский порт - Новороссийск. Где в первом полугодии 2008 года грузооборот контейнеров вырос на 40%, до 215 тыс. TEU. В лидеры вышел "Новорослесэкспорт", который, как и второй игрок местного рынка, Новороссийский морской торговый порт, контролируется предпринимателем Александром Пономаренко. Среди основных причин успеха - тесное сотрудничество со вторым по величине мировым игроком рынка контейнерных перевозок Mediterranean Shipping Company.
На фоне растущего грузооборота контейнеров в России планы по инвестициям в этот сектор заявляет Владимир Лисин, структурам которого принадлежит ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" и ряд южных портов. Только в Петербурге планируется реконструировать один из терминалов в контейнерный с грузооборотом 1,4 млн TEU, Как отмечает гендиректор компании Arivist Logistics Overseas GmbH Дмитрий Васильев, загрузить эти мощности можно было бы только при быстрой реализации проекта - стабильный рост контейнерного грузооборота в Россию можно ждать лишь до 2015 года, после чего поток стабилизируется и выход новых крупных игроков может быть затруднен. Хотя прогноз InfraNews о достижении к 2010 году импорта контейнеров уровня 7-8 млн TEU является пессимистичным, с учетом заявленных инвестиций уже действующих игроков, с ним соглашается и Рубен Тертерян, гендиректор ООО "Агентство специальных исследований". "К этому времени может быть введен в эксплуатацию лишь терминал НКК в Усть-Луге, да и то лишь на уровне не более 500 тыс. TEU в год, а большинство остальных проектов появятся значительно позже", - сетует он.