Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург постепенно выходит на показатели прошлого года: в сентябре он обработал 4,7 млн т грузов, что на 11% меньше, чем годом ранее. По-прежнему рост оборота наблюдается в сегменте экспортных грузов, таких как уголь, цветные металлы и нефтепродукты. В то же время начал восстанавливаться и импортный поток. В частности, темпы падения контейнерных грузов снизились с 22% в августе до 16% в сентябре. В отличие от Петербурга показатели работы порта Усть-Луга растут в течение всего года, что объясняется исключительно вводом новых портовых мощностей.
Как сообщил источник, близкий к администрации Большого порта Санкт-Петербург, за девять месяцев 2009 года стивидорные компании Санкт-Петербурга перевалили 37 млн т грузов, что на 20% меньше аналогичного показателя прошлого года. Наибольшее падение - почти в десять раз - отмечается в сегменте лесных грузов. В два с половиной раза (до 130 тыс. т) снизилась перевалка зерна, в полтора раза (до 3,2 млн т) - минеральных удобрений.
На 31%, до 2 млн т, сократился поток рефрижераторных грузов, на 28% - контейнерных. В то же время перевалка экспортных грузов, в частности угля, выросла на 26%, цветных металлов - на 28%, нефтепродуктов - на 4%. Одна из крупнейших стивидорных компаний "Морского порта Санкт-Петербург" вчера сообщила, что за счет прироста экспортных грузов ей удалось ликвидировать отрицательную динамику грузооборота группы.
Вместе с тем, как сообщил начальник отдела маркетинга "Первого контейнерного терминала" (входит в Национальную контейнерную компанию) Сергей Иванов, в сентябре начал восстанавливаться и поток импортных грузов. В частности, падение контейнерных перевозок в прошлом месяце составило 16% против 22% в августе, что г-н Иванов объясняет сезонностью. В ожидании приближающегося Нового года торговые компании увеличили закупки товаров народного потребления. Такая тенденция продлится вплоть до начала декабря, после чего роста контейнерных перевозок можно ждать лишь в феврале.
В отличие от петербургского порта грузооборот портов Приморск и Усть-Луга за девять месяцев вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, в Приморске рост составил 5%, что объясняется запуском в прошлом году нового нефтепродуктового терминала, который постепенно наращивает объем перевалки.
В Усть-Луге объем перевозок за девять месяцев вырос на 40%. По словам замгендиректора компании "Усть-Луга" Александра Головизнина, рост оборота объясняется вводом новых портовых мощностей. "Если бы не кризис, рост был бы больше", - уверен г-н Головизнин. В декабре прошлого года был открыт Универсальный перегрузочный комплекс, входящий в транспортный холдинг Владимира Лисина Universal Cargo Logistics Holding, в мае этого года первое судно принял серный терминал. По словам Александра Головизнина, в конце этого или начале следующего года будет открыт наливной терминал компании "Роснефтьбункер". Кроме того, достраивается вторая очередь автомобильно-железнодорожного паромного комплекса и вторая очередь терминала "Юг-2".