Еще несколько лет назад, при выборе вилочного погрузчика, потребитель в подавляющем большинстве случаев отдавал предпочтение погрузчикам с дизельными силовыми агрегатами. Электрические погрузчики приобретались только на производства с жесткими экологическими и гигиеническими нормами. Это разумно, ведь последние и стоят дороже, и имеют более посредственные динамические характеристики. В последнее время наметилась обратная тенденция. Потребительские качества современных электрических погрузчиков настолько возросли, что, при прочих равных условиях, покупатели все чаще отдают предпочтение машинам с электроприводом.
Попробуем выяснить, чем же привлекают потребителя современные электропогрузчики на примере модели Komatsu FB15-12
Скорость работы электропогрузчиков
Одним из основных недостатков электроприводных машин всегда считалась значительно меньшая, чем у погрузчиков с ДВС, скорость движения, как самой техники, так и мачты, что значительно снижало производительность техники. Но благодаря применению двигателей переменного тока конструкторам удалось серьезно сократить разрыв между динамическими качествами двух видов напольно-транспортного оборудования.
Технические характеристики погрузчика:
FB15-12 оснащается 2-мя тяговыми электромоторами переменного тока мощностью 4,5 кВт.
Максимальная скорость движения машины = 17 км/ч
Ускорение электропогрузчика = 2,9 с на трассе длиной до 5 м.
Электропогрузчик Komatsu способен преодолевать подъем 15,6º.
Ничто не может разнообразить половую жизнь, как групповой секс. Это полезно и для супружеской жизни, да и просто интересно посмотреть.
Движение электропогрузчика
Каждое ведущее колесо погрузчика приводится в движение собственным мотором, что обеспечивает отменное тяговое усилие и маневренность. Несмотря на то, что тест проводился зимой, на площадке с обледенелыми участками, нам удалось прочувствовать все преимущества подобного решения.
Электропогрузчик трогается с места без пробуксовки.
Электронная педаль газа очень информативна и позволяет даже незнакомому с данной техникой оператору без проблем выбирать необходимые режимы езды. Для изменения направления движения вилочного погрузчика достаточно переключить клавишу на одном из комбинированных рычагов. Это избавляет оператора от необходимости производить лишние движения – переключение направления движения занимает доли секунды.
При движении «восьмеркой» можно отчетливо прочувствовать работу системы, называемой «электронный дифференциал». Проще говоря, взаимодействие между 2-мя тяговыми двигателями, когда в повороте внешнее колесо делает больше оборотов, чем внутреннее, контролируется специальными датчиками (контроллерами). Двигатели не имеют между собой механической связи, поэтому фактически дифференциала отсутствует, обороты двух моторов регулирует электронная система.
Торможение электропогрузчика
Первый способ - традиционный, при помощи нажатия педали тормоза.
В таком случае в работу вступают дисковые тормоза с жидкостным охлаждением. Кстати, за счет погружения дисков в гидравлическую ванну, значительно увеличен срок их службы. Но применение педали тормоза целесообразно только при экстренном торможении.
Второй способ - рекуперативное торможение, когда вилочный погрузчик замедляется при отпускании педали газа.
В этом случае в торможении участвуют электромоторы, возвращая часть энергии аккумуляторным батареям (АКБ), и подзаряжая их таким образом. АКБ заряжаются и в случае движения погрузчика накатом. Такая система способна увеличить ресурс работы аккумуляторных батарей от одной зарядки.
Дополнительный контроллер
При помощи дополнительного контроллера с дисплеем, выведенным на переднюю панель, оператор может контролировать и задавать такие параметры как максимальные скорости движения электропогрузчика и подъема каретки, настройки системы рекуперации (возврата) энергии аккумуляторным батареям. Ограничение мощности моторов и скорости выполнения операций позволяет оптимизировать функционирование вилочного погрузчика и обеспечить ему большую продолжительность работы без подзарядки. Кроме двух тяговых электродвигателей на электропогрузчике применяется асинхронный двигатель подъема для обслуживания гидравлики. Количество и подача масла в гидравлическую систему контролируется электронными датчиками, которые обеспечивают плавное движение мачты во всем диапазоне действия.
Показательно, что из-за применения отдельного насоса гидравлики, разбежка скорости подъема мачты при холостых и максимальных оборотах двигателя значительно уменьшилась. А увеличение скорости движения мачты при сохранившейся плавности хода напрямую завязано на производительность труда. Кроме этого, экономиться ресурс аккумуляторных батарей.
Новый метод замены аккумуляторных батарей
Еще одно нововведение - новый метод замены аккумуляторных батарей. На погрузчике АКБ извлекается и устанавливается не вверх, как в старых моделях, а вбок. Таким образом, замена аккумуляторных батарей занимает считанные минуты, и может быть произведена другим вилочным погрузчиком. Это дает возможность при наличии двух комплектов АКБ использовать технику круглосуточно. Если же такой необходимости нет, то электропогрузчик оснащен встроенным зарядным устройством, работающим от сети 380 В.
Комфорт оператора
Начав тест с рассказа о динамических характеристиках, мы упустили еще один немаловажный аспект, напрямую влияющий на производительность труда оператора – безопасность и удобство работы. Даже при внешнем осмотре машины заметно, что этим «мелочам» также уделено немало внимания. Сиденье с большим диапазоном регулировок и электрическим подогревом предоставляет максимум комфорта. Боковая поддержка не сковывает движения, но при этом держит сидящего очень плотно, имеется ремень безопасности. Благодаря низко расположенным аккумуляторным батареям рабочее место просторно и обеспечивает оператору полную свободу движений. Это положительно влияет и на обзорность. Кресло расположено не по центру, а с левой стороны машины, что уменьшает площадь «мертвой зоны». Панель приборов «утоплена» и находится максимально низко, не загораживая оператору обзор вил.
Управление электропогрузчиком
За счет применения гидростатической системы рулевого управления между колесами вилочного погрузчика и рулевым колесом отсутствует прямая механическая связь. На деле это означает отсутствие колебаний руля даже при движении по неровной поверхности. Кроме этого, система рулевого управления автоматически без помощи оператора возвращает погрузчик к прямолинейному движению, надежно поддерживая таким образом курсовую устойчивость. Педальный узел не ограничен гидроцилиндрами мачты, которые полностью убраны под пол. Резиновый защитный коврик зафиксирован на полу специальными кнопками. Комфорт дополняется такими мелочами как зажим для бумаг, ниша для мелких предметов, карандашей, закрывающаяся планшетка для документов формата А4 в спинке сиденья. Прямо под рукой оператора находится кнопка аварийной остановки. Для обеспечения безопасности по стандарту ISO 3691 сиденье оборудовано системой контроля присутствия оператора на рабочем месте. Попросту говоря, под креслом установлен датчик веса, который блокирует выполнение любых действий, будь то движение вилочного погрузчика или подъем мачты, если человек в кресле отсутствует.
Заключение
Тест показал, что современные электрические погрузчики приобрели высокие потребительские качества, что способны успешно конкурировать с аналогичной техникой, оснащенной двигателями внутреннего сгорания. А если принять во внимание существенную разницу в затратах на обслуживание, расходные материалы и топливо, их преимущество становиться очевидным. Единственным сдерживающим фактором может стать более высокая стоимость электроприводного транспорта в сравнении, например, с дизельной техникой. Но при полной и длительной эксплуатации электрический погрузчик способен окупиться значительно быстрее.