Минтранс России предложил присвоить портам "Азов" и "Ростов-на-Дону" статус морских. Эта инициатива появилась после анализа причин аварий в Керченском проливе - решено повысить ответственность руководства портов за отправку судов, следующих в Азовское море. Эксперты считают, что придание портам нового статуса увеличит стоимость услуг, а это может вызвать протест владельцев речных судов.
Ростовский и Азовский речные порты - устьевые порты, открытые для захода иностранных судов. В 1998 г. в портах создан международный пункт пропуска через госграницу РФ для грузовых судов. Координация работы по осуществлению функций торгового мореплавания в портах Ростова-на-Дону, Азова и Таганрога координируют ФГУ "Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства", областное Министерство автомобильных дорог, транспорта и связи, а также региональное Минэкономики. Общая протяженность обслуживаемых водных путей - 800,3 км.
Начальник отдела общественных связей Минтранса России Тимур Хикматов сообщил, что механизм перевода портов в категорию морских пока разрабатывается. Необходимо подготовить постановление правительства об изменении границ внутренних водных путей и продлить границы морского канала до Ростова-на-Дону. В пресс-службе пояснили, что в случае принятия постановления к портам и судам, а также к капитанам портов будут предъявлены новые требования. Они попадут под действие кодекса торгового мореплавания и международных конвенций, что подразумевает более жесткие требования к безопасности перевозок.
Кроме того, после присвоения портам нового статуса нужно будет реорганизовывать структуру управления. От ФГУ "Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" функции будут переданы администрации морского порта, которая займется администрированием, и ФГУП "Росморпорт", которые будет представлять интересы государства. Заместитель руководителя управления по обеспечению судоходства УК "Азово-Донское пароходство" А. Борщ указывает на то, что часть имущества сохранится у бассейнового управления (будет курировать речное судоходство), часть будет передана Росморпорту, часть - администрации морских портов.
Эксперты считают, что самые большие неудобства возникнут у владельцев речных судов, которые обеспечивают 40% судопотока. Они не выходят в море, но им придется соответствовать новым стандартам. Кроме того, их коснется увеличение сборов и повышение тарифов, связанное с получением нового статуса.
Независимый эксперт по прилегающим водам Ростова-на-Дону, Азова, Темрюка и Кавказа С. Лаврухин считает, что у морских портов больше возможностей для развития и привлечения инвестиций. "Увеличатся портовые ставки и сборы для входящих судов, значит, порт будет зарабатывать больше денег, строить новые терминалы", - считает он. Аналитик ИК "Финам" В. Осипенко солидарен с этим мнением: "Такие порты станут более привлекательны для инвесторов. Не секрет, что сейчас государственные органы достаточно активно работают для привлечения инвестиций именно в портовые инфраструктуры". А. Безбородов, генеральный директор исследовательского агентства InfraNews, видит преимущества реорганизации в том, что теперь портам не нужно будет получать каждый год разрешение на заход судов с иностранным флагом.