Группа компаний MAN Nutzfahrzeuge, один из крупнейших в мире производителей грузовых автомобилей полной массой от 6,0 до 50,0 т, объявила об амбициозном плане увеличения ежегодного выпуска к 2010 г. до 100 тыс. автомобилей, что на 46,6% превышает итоги 2005 г. В ходе реализации плана предусмотрено создать новые производственные мощности в разных регионах земного шара, модернизировать сервисную сеть и существенно повысить конкурентоспособностьпродукции, что подразумевает значительное увеличение объемов финансирования опытно-конструкторских работ.
С новыми разработками специалистов MAN журналистов ознакомили на международном Мотор-шоу коммерческих транспортных средств в Ганновере, и сегодня многие из них уже реализованы на грузовых автомобилях MAN, в том числе поступающих в Россию. Я посчитал эту тему актуальной и хочу ознакомить читателей с некоторыми новейшими разработками инженеров MAN.
Самые совершенные дизели
Расширен модельный ряд дизельных двигателей, оснащаемых новейшей системой питания Common Rail второго поколения. На конвейер кроме известного 10,5-литрового дизеля D20CR поставлен 12,4-литровый дизель D26CR, предлагаемый в вариантах мощностью 460, 480 и 540 л.с. Технические решения, примененные на этих силовых агрегатах, позволяют классифицировать последние как самые совершенные из производимых сегодня. Применение механизма газораспределения с четырьмя клапанами на цилиндр, цельной головки блока, снижение трения в приводе клапанов, оптимизация массы блока цилиндров, создание усовершенствованной системы смазки, лучше охлаждающей масло и очищающей его от прорвавшихся в картер газов методом сепарации, позволило на 2% повысить экономичность двигателей и их надежность в эксплуатации. Система охлаждения новых дизелей имеет параллельные каналы в головке и в блоке, что улучшило температурный баланс, а введение автоматического регулирования натяжения приводного ремня сократило объем техобслуживания. Ресурс до капитального ремонта дизелей D20CR и D26CR составляет не менее 1,5 млн. км, при этом соответствие экологическим нормам Euro 4 достигается благодаря электронно регулируемой системе рециркуляции отработавших газов EGR, а достижение норм Euro 5 потребовало внедрения системы очистки отработавших газов SCR с использованием аммиачного раствора AdBlue.
Оригинальные трансмиссии
Параллельно с созданием новых дизелей шла работа по совершенствованию трансмиссии грузовиков. Покупатели, имея возможность выбора из трех типов коробки передач (КП) – механической, механической с автоматическим переключением (MAN TipMatic) и гидромеханической, все чаще заказывают КП с приводом MAN TipMatic. Доля покупателей грузовиков серии TGA, выбравших комплектации этими КП, в 2006 г. достигла 35%, причем в сегменте магистральных тягачей этот показатель превысил 50%. Объяснение этому факту простое: КП с приводом TipMatic, работая в автоматическом режиме, экономят топливо и снижают износ сцепления. В 2006 г. конструкторы создали для автомобилей c полным приводом специальную версию привода – TipMatic, на которой появилось еще одно положение селектора – Dx, которое водитель использует при съезде грузовика с асфальтового покрытия. Как показали испытания, проходимость в этом случае повышается. Дело в том, что на песчаной почве, на подъеме, при движении в «грязевых ваннах» КП начинает работать в режиме с минимальным прерыванием силового потока от двигателя, из-за чего автомобиль не может остановиться. Привод TipMatic настроен в режиме Dx на работу с двигателем, развивающим максимум крутящего момента, и удерживает выбранную передачу в КП так долго, сколько это необходимо. Если потребуется использовать режим движения «в раскачку», программа, заложенная в блок управления приводом, позволяет управлять механизмом сцепления таким образом, что автомобиль может откатиться назад, а затем немедленно начать двигаться вперед.
Большим достижением следует признать освоение в производстве уникальной системы MAN HydroDrive, временно повышающей проходимость грузовика, если надо преодолеть сложный отрезок пути. Составными элементами системы являются гидрообъемные моторы, расположенные в ступицах двух передних колес, гидронасос высокого давления, резервуар для масла, маслоохладитель и клапанный блок. В нормальных условиях ведущими колесами грузовика остаются задние. В случае если надо преодолеть крутой подъем, съехать на грунтовое покрытие, пройти скользкий участок дороги зимой, водитель может активизировать систему MAN HydroDrive простым нажатием тумблера на панели приборов. Оба гидромотора в передних колесах значительно повысят тяговое усилие автомобиля и отключатся автоматически при достижении скорости 30 км/ч. Система MAN HydroDrive находит все более широкое применение на различных версиях грузовиков серии TGA – седельных тягачах, самосвалах, специальных шасси полной массой более 18,0 т.
Подвески, повышающие безопасность
Стремление повысить безопасность движения грузовых автомобилей и сохранность грузов привело к созданию нового поколения пневматической подвески колес ECAS2 (Electronically Controlled Air Suspension). Усовершенствованную подвеску уже устанавливают на тяжелых грузовиках MAN серии TGA, она должна постепенно появиться и на моделях других серий. Главная особенность ECAS2 – возможность регулировать жесткость амортизаторов. Работает подвеска следующим образом. Датчики постоянно отслеживают ряд параметров, в том числе изменение центра тяжести автомобиля, качество дорожного покрытия, углы поворота передних колес, положение педали подачи топлива и педали тормоза, а также скорость грузовика. В зависимости от условий электромагнитные клапаны регулируют подачу масла в амортизаторы, изменяя проходное сечение его клапана.
При росте электрического напряжения на клапане его проходное сечение уменьшается, масло перетекает медленнее, а жесткость амортизатора возрастает. Блок управления – «мозг» всей системы. Он делает расчет ситуаций каждые 25 миллисекунд и с такой же скоростью подает сигналы управления на клапан. Предусмотрено два режима работы системы: первый применяется для оптимизации устойчивости грузовика с высоким центром тяжести, второй – для повышения комфортабельности движения и сохранности груза. Водитель выбирает режим с помощью переключателя, а штатно система работает автоматически.
В Европе применение подобных подвесок на грузовиках всячески поощряется, поскольку это способствует повышению безопасности на дорогах. Страховые расходы владельцев автомобилей с подвеской ECAS2 ниже, чем для автомобилей с традиционными рессорными подвесками. Водители отмечают также улучшение управляемости, при возникновении чрезвычайной ситуации система помогает максимально использовать резервы автомобиля. Дорожное покрытие подвергается менее интенсивным динамическим воздействиям, узлы и агрегаты автомобиля изнашиваются медленней.