Кто из автовладельцев помнит оптимальную грузоподъемность своего грузовика? Чаще всего помнят только максимальную грузоподъёмность. А зря: сэкономив на одном прогоне грузовика можно «попасть» на достаточно внушительную сумму денег, которые придётся отдать за ремонт. Не зря же в технической документации среди прочих параметров грузовой машины указывается оптимальная и максимальная грузоподъёмность, но никто не задумывается о том, что с каждой перегрузкой ресурс грузовика за счёт износа деталей работающих в экстремальном режиме уменьшается.
Кузов
Кузов грузовика это сложная пространственная конструкция, которая проектируется производителем с учетом предполагаемого веса багажа, массы двигателя и агрегатов трансмиссии, усилий, передающихся от подвески. Бесспорно, в конструкцию закладывается определенный запас прочности на случай экстремальных ситуаций. Но если регулярно перегружать автомобиль, дорогостоящий кузов может не выдержать и в буквальном смысле дать трещину, при этом могут пострадать другие агрегаты и узлы автомобиля не говоря уже про водителя, окружающих и самого груза стоимость которого может в разы превышать стоимость самого грузовика.
Комфорт
Зачастую перегрузка машины способствует более мягкой работе подвески, но в некоторых случаях уровень комфорта при езде может снизиться. Причина этого явления может быть в том, что на грузовик установлены амортизаторы с переменной жесткостью – с так называемой комфортной рабочей зоной. Это диапазон отклонений от среднего положения в одну и другую стороны, в котором поршень амортизатора работает при минимальных усилиях сопротивления перемещению. Если машину перегрузить, поршень смещается в зону повышенной жесткости и не обеспечивает требуемый уровень комфорта.
Кроме того, нужно принять во внимание, что на большинстве зарубежных грузовиков применяют пружины переменной жесткости. Чем сильнее такая пружина сжимается, тем жестче становится. Поэтому при увеличении массы в багажнике даже на мелких неровностях ударные нагрузки на кузов будут передаваться больше, особенно если учесть вероятные при перегрузке пробои подвески.
Динамика и деньги
Законы физики отменить никто не может. Каждый лишний килограмм веса машины увеличивает расход топлива, так как для разгона тяжелого автомобиля до определенной скорости нужно больше энергии. При торможении избыточный вес увеличивает кинетическую энергию движущегося автомобиля, в результате чего повышается износ колодок и шин, возрастает нагрузка на детали подвески. Таким образом езда на перегруженном автомобиле приводит к ухудшению динамических показателей, способствует повышению расхода топлива и снижает ресурс шин, тормозных колодок и деталей подвески.
Устойчивость на дороге
При загрузке грузовика практически всегда увеличивается высота расположения центра тяжести. В поворотах это может привести к опрокидыванию грузовика, так как боковая составляющая силы инерции приложена выше. Наиболее актуально это при определенных условиях – наличии неровностей на дороге, бордюров и других помех, создающих «упор» для скользящего в заносе колеса. Самый опасный вариант загрузки – перевозка негабаритных предметов. Груженая машина больше кренится в поворотах и раскачивается из стороны в сторону при резком объезде препятствий и стремиться опрокинуться.
Управляемость
Если основная масса груза сосредоточена в одном месте кузова, это может привести к ухудшению управляемости. Часть колёс разгружается, и в некоторых ситуациях, например, при резком повороте, они могут проскальзывать. Кроме того, перегруженные пары колес иначе воспринимают боковые нагрузки, и машина может начать сама «подруливать», но зато растет устойчивость на прямой.
Износ от перегрузок
Чем дольше машина ездит перегруженной, тем больше изнашиваются двигатель, агрегаты трансмиссии. Перегрузка вообще может привести к поломке деталей подвески. Дело в том, что подвеска должна работать относительно какого-то среднего положения, заданного, исходя из нормальной нагрузки. Обратите внимание, что при установке, например, амортизаторов или сайлент-блоков обязательно оговаривают положение и нагрузку, при которых гайки крепления затягиваются окончательно. На перегруженном грузовике сайлент-блоки дольше работают при критических углах поворота, на которые они не рассчитаны, соответственно, и выходят они из строя раньше. Нередки и пробои подвески, приводящие к преждевременному выходу из строя амортизаторов, деформации рычагов подвески и даже появлению трещин в кузовных деталях.
Что делать?
Если уж так случилось, что общий вес пассажиров и груза превысил допустимые нагрузки на подвеску, ограничьте скорость, забудьте о резких маневрах и разгонах и потихоньку двигайтесь к месту разгрузки. При этом старайтесь придерживаться большей дистанции с идущими впереди машинами, заранее переходите на пониженную передачу на подъемах и снижайте скорость при проезде ям. Будьте внимательны, съезжая на обочину. Чтобы сократить расход топлива и уменьшить износ резины, немного – на 0,2-0,3 атм. – увеличьте давление воздуха в шинах. Особое внимание уделите креплению и размещению груза в машине.