Опрос
Как на Вас повлияло использование видео камер ГИБДД?

Перестал нарушать ПДД
Стал ездить аккуратней
Ничего не изменилось
А что такое видео камера?
Перестал вообще ездить
другое

   
 
4cdfc0f0



 
Погода
 
На нашем сайте Вы найдете информацию о грузоперевозчиках и фирмах, различные тендеры и объявления, новости в сфере перевозок, также можете сделать расчет расстояний. В зависимости от грузоперевозчика различается цена доставки, сроки и условия. На сегодняшний день многие перевозчики предлагают услугу вызова курьера в необходимое место. Курьер приезжает в назначенное время, забирает груз и отвозит до пункта выдачи или непосредственно в пункт назначения, как правило, за дополнительную оплату. SMS уведомления могут быть бесплатными или как дополнительная услуга, можно отслеживать груз на сайте перевозчика. У некоторых грузоперевозчиков иногда проводятся различные акции, приняв у них участие, можно получить скидку или может быть возможность копить бонусы, которые можно будет потратить при следующем заказе. Заказ можно дополнительно упаковать, если необходимо, также существуют различные дополнительные услуги, при необходимости их можно добавить при оформлении заказа. Можно сравнить цены нескольких грузоперевозчиков и выбрать наиболее выгодный вариант, указать дополнительные услуги если необходимо. При возникновении вопросов, можно обратиться в поддержку грузоперевозчика на сайте, в приложении или по телефону, которая у некоторых работает круглосуточно.
Все о перевозке грузов » Статьи о перевозках » Транспортное право » Железнодорожные перевозки грузов в России: взгляд юриста

 

Железнодорожные перевозки грузов в России: взгляд юриста

Железнодорожные перевозки грузов в РоссииОсновные правила перевозки грузов железнодорожным транспортом

В нормативно-правовой базе, определяющей обязательства участников грузоперевозок по железной дороге, основные нормы императивны* (см. "Термин/определение" в конце статьи). В редких случаях стороны вправе самостоятельно определять условия перевозки грузов соглашениями и договорами.

Иерархия законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, связанные с осуществлением железнодорожных перевозок, выстроена следующим образом:
Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ). Глава 40 ГК РФ определяет лишь общие положения транспортировки грузов и совсем не затрагивает область международных перевозок, которые осуществляются на основании международных договоров РФ с другими государствами.
  • Устав железнодорожного транспорта РФ, введенный в действие Федеральным законом № 18-ФЗ от 10 января 2003 г. (далее - УЖД РФ). Это основной документ, регулирующий взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей с РЖД. Он охватывает практически все этапы процесса, затрагивающие железнодорожные перевозки грузов - от загрузки вагона до порядка предъявления и удовлетворения претензий в случае каких-либо инцидентов, возникших при транспортировке груза.
  • Федеральный закон № 87-ФЗ от 30 июня 2003 г. , который определяет порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любым видом транспорта и оформления всех необходимых документов.

В июне 2003 года МПС России утвердило 29 специальных правил, призванных решить многочисленные технические вопросы, возникающие при взаимодействии РЖД и ее клиентов. Вот лишь некоторые из них: Приказ МПС России № 40 от 18 июня 2003 г. и Приказ МПС России № 39 от 18 июня 2003 г. . Однако 17 из утвержденных министерством правил так и не вступили в законную силу, так как не были опубликованы официально (например, Приказ МПС России № 29 от 18 июня 2003 г. и др.). В связи с этим следует руководствоваться документами, принятыми ранее (в данном случае это Приказ МПС России № 19Ц от 03 июля 2003 г. ).

Как известно, согласно Указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г., нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, но не опубликованные в установленном порядке (официальной считается публикация текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства РФ), не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу.

Договор железнодорожной перевозки грузов

Перевозки грузов железнодорожным транспортом оформляются специальным договором.
В договоре на железнодорожные перевозки грузов должны быть по возможности точно определены обязанности как продавца, так и покупателя, и описаны все условия поставки. Прежде всего закон разрешает сторонам зафиксировать в договоре моменты передачи прав собственности на товар и перехода рисков повреждения или утраты товара. Как правило, эти два момента чаще всего совпадают. Так, пункт 1 статьи 459 ГК РФ содержит диспозитивную* норму права о том, что . А согласно статье 458 ГК РФ этот момент определяется датой передачи товара первому перевозчику, если договором не предусмотрено иное.

Кому что выгодно?

Продавцу выгодно отдать право собственности, а значит, и все риски перевозчику в момент передачи товара. Таким образом, продавец снимет с себя ответственность за сохранность товара при транспортировке и не столкнется с необходимостью предъявления претензий железной дороге при хищении или повреждении товара. На практике чаще всего, если только покупатель не является, например, крупной международной торговой сетью, встречаются именно такие условия. В этом случае используется схема, более удобная для покупателя: до момента получения товара покупателем все риски несет продавец.

Право собственности передается покупателю также в момент получения товара. В этом случае положение продавца осложняется тем, что у него на руках остается лишь железнодорожная накладная с пометкой об отгрузке, то есть о принятии груза железной дорогой к перевозке. Прежде чем предъявить претензии перевозчику (если это необходимо), продавцу необходимо взять у покупателя накладную с отметкой о прибытии товара на станцию назначения и о выгрузке вагона, а, кроме того, коммерческий акт, который составляется в определенных законом случаях при вскрытии опломбированного вагона. Возможен также вариант, когда ответственность за повреждение или утрату товара переходит к покупателю в момент передачи продавцом товара перевозчику, а право собственности передается позднее, например, в момент полной оплаты приобретенного товара. Это происходит, если товар продается с отсрочкой платежа для того, чтобы оставить за продавцом право в случае неуплаты покупателем денег за полученный товар заявить виндикационный иск*.

Как не сорвать срок поставки?

Не менее важно обратить внимание на то, за чей счет осуществляется перевозка грузов и кто железнодорожный тариф на справку ТехПД (Технологический центр по обработке перевозочных документов). Провозная плата должна быть внесена предварительно, в противном случае железная дорога не предоставит вагоны под погрузку, а, следовательно, сроки поставки будут сорваны.
Если получателем товара является третье лицо, а не непосредственный покупатель, то в договоре должна быть оговорка, предписывающая покупателю своевременно представить продавцу отгрузочную разнарядку с указанием железнодорожных реквизитов такого получателя. Кроме того, продавцу рекомендуется включить в договор условие, гласящее, что покупатель обязан в течение разумного срока (2-3 дня с момента подписания договора или спецификации на поставку) подать на станцию отгрузки товара телеграмму о готовности станции грузополучателя принять товар. При невыполнении покупателем вышеуказанного требования продавец имеет право приостановить исполнение своих обязательств, а расходы за простой вагонов на станции отгрузки будет нести покупатель. Эти две оговорки необходимы продавцу, чтобы оградить себя от штрафов, взимаемых железной дорогой за простой вагонов.

Во всех случаях прибытия груза в неисправном вагоне или контейнере получатель должен потребовать от перевозчика выдачи груза с проверкой веса, количества мест и состояния груза, а также составления коммерческого акта.

Что включить в раздел о получении груза?

Самый важный раздел договора поставки с точки зрения претензионной работы - это раздел, описывающий получение груза покупателем либо получателем. Прежде всего необходимо зафиксировать в договоре обязанность покупателя или получателя принять товар с соблюдением всех требований законодательства, иначе предъявить какие-либо претензии к железной дороге будет крайне затруднительно. Во всех случаях прибытия груза в неисправном вагоне или контейнере, а также в вагоне (контейнере) с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами (ЗПУ) или ЗПУ попутных железнодорожных станций получатель должен потребовать от перевозчика не только выдачи груза с проверкой его веса, количества мест и состояния в поврежденных местах, но и составления коммерческого акта. В случае неправомерного отказа транспортных служб от составления коммерческого акта получатель обязан в соответствии с действующим Приказом МПС России № 45 от 18 июня 2003 г. обжаловать этот отказ.

Если груз прибыл в исправном вагоне с ненарушенными ЗПУ, получатель обязан проверить сохранность товара при перевозке, в частности, потребовать выдачи груза по количеству мест в порядке, предусмотренном статьей 41 УЖД РФ. Таким образом, приемка товара по количеству мест проводится получателем в момент и в месте вскрытия опломбированных железнодорожных вагонов (контейнеров).

Отгрузка товара: основные документы.

При оформлении отгрузочных документов покупатель, прежде всего, должен направить продавцу отгрузочную разнарядку с указанием железнодорожных реквизитов станции назначения, либо вписать эту информацию непосредственно в договор. Продавец может воспользоваться услугами транспортной компании, которая возьмет на себя всю работу по оформлению документов и отправке товара. Обычно так поступают в том случае, когда товара недостаточно, чтобы заполнить весь вагон либо контейнер. Или же если поставки железнодорожным транспортом носят разовый характер. При осуществлении систематических отгрузок крупных партий товара гораздо целесообразнее иметь дело непосредственно с РЖД.

УЖД РФ дает право грузоотправителям и грузополучателям заключать с РЖД долгосрочные договоры об организации перевозок. Согласно подобным договорам, железная дорога обязана доставить груз в пункт назначения в установленный срок и выдать его получателю, а отправитель - оплатить перевозку.
Для осуществления перевозки железнодорожным транспортом грузоотправитель обязан подать заявку, заполненную в соответствии с определенной в правилах формой, на станцию отправления. Заявка подается не менее чем за 10 дней до предполагаемой даты перевозки, и РЖД в свою очередь обязана рассмотреть полученную заявку в течение последующих двух дней.

Договор перевозки между железной дорогой и отправителем оформляется транспортной железнодорожной накладной (ТЖН), основным документом, используемым при перевозочках, и вступает в силу, когда груз принят станцией отправления вместе с накладной. Дату приема груза к перевозке удостоверяют календарным штемпелем станции. Накладная заполняется грузоотправителем на каждую отправку и при выдаче груза вручается получателю. От корректного заполнения накладной во многом зависит сохранность груза и соблюдение сроков доставки. Накладная также подтверждает право грузоотправителя и грузополучателя на предъявление претензий и исков к РЖД, вытекающих из ненадлежащего выполнения договора перевозки. Несмотря на то, что грузополучатель не участвует в оформлении этого договора на станции отправления, тем не менее он также вступает в договорные отношения и обязан принять и вывезти груз, очистить подвижной состав, внести дополнительные платы и сборы, возместить убытки, если они возникли в процессе перевозки данной отправки. По договору грузополучатель приобретает право требовать доставки груза в срок и в полной сохранности.

Похожие статьи:


Страница 1 из 3 | Следующая страница
 (голосов: 0)

Статьи о перевозках » Транспортное право | 1 ноября 2007 | |
 


 
 
 
 
Полезное

 
 
Календарь
«    Ноябрь 2007    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
Курсы валют
USD 66.2115 руб.
EUR 76.0505 руб.
10 HRN 23.5043 руб.
 
transferof.ru   ©2006 transferof.ru
Все права защищены
Публикации    Перевозчики и фирмы    Прайс-листы
Тендеры, объявления    Новости отрасли     Контакты