Удостоверьтесь, что в состав транспортной железнодорожной накладной входят четыре листа:
- Оригинал накладной (выдается перевозчиком грузополучателю).
- Дорожная ведомость. Это расчетно-финансовый документ, который содержит данные о сроке доставки груза и календарные штемпели станций перехода. Порядок работы с этим листом такой: на станции назначения получатель заверяет получение груза своей подписью в ТНЖ. Затем ведомость с отчетом о выданных грузах высылается в ТехПД, а оттуда - в информационный вычислительный центр дороги (ИВЦ).
По дорожным ведомостям определяют количество перевозок, выполненное дорогами, сумму доходов от перевозок, правильность расчетов, выполнение сроков доставки грузов. Дорожная ведомость составляется в необходимом количестве экземпляров, предусмотренных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом для перевозчика и участников перевозочного процесса. В том числе предоставляются экземпляры на станцию отправки и станцию назначения.
- Корешок дорожной ведомости (остается у перевозчика).
- Квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя). Это юридический документ, подтверждающий прием дорогой груза к перевозке от отправителя, которому она выдается.
Железнодорожные перевозки грузов с объявленной ценностью
УЖД РФ предусматривает возможность перевозки железнодорожным транспортом с объявленной ценностью. Во всех случаях объявленная ценность не должна превышать стоимости груза. Объявление ценности необходимо главным образом для того, чтобы при полной или частичной утрате или порче груза не возникло затруднений в определении размеров убытка. При объявлении ценности грузоотправитель обязан составить следующий документ - опись мест (в двух экземплярах). При приеме описи в ней расписывается товарный кассир, который одновременно проставляет номер перевозочного документа и календарный штемпель. Один из двух экземпляров описи возвращают грузоотправителю, второй остается на станции и может быть затребован службой грузовой и коммерческой работы дороги назначения.
Масса груза
В соответствии с УЖД РФ при сдаче грузоотправителем и приеме дорогой к перевозке груза в накладной должна быть указана его масса. В зависимости от вида груза его масса может быть определена следующими способами: на весах, по трафарету, по стандарту, расчетным путем, по обмеру и условно. Способ определения массы груза имеет большое значение и должен быть указан отправителем в соответствующей графе накладной, поскольку в зависимости от этого устанавливается порядок выдачи груза получателю.
Упаковка
Отправляемые грузы должны быть надлежащим образом упакованы грузоотправителями в соответствии с действующими стандартами, чтобы обеспечить как сохранность грузов, так и безопасность движения при осуществлении перевозки. Это немаловажная деталь, так в случае неправильной, небрежной упаковки предъявление претензий впоследствии может быть затруднительным. В особенности это затрагивает контейнерные перевозки. Опасные грузы при транспортировке железнодорожным транспортом должны быть упакованы в соответствии со стандартными нормами.
Подача вагонов под погрузку
Перевозчик уведомляет отправителя о времени подачи вагонов под погрузку не менее чем за два часа. Следует иметь в виду, что за простой вагонов не по вине железной дороги грузоотправитель будет обязан уплатить штраф. Перевозчик несет ответственность за пригодность поданных вагонов в техническом отношении. Его ответственность за пригодность и погрузку вагонов в коммерческом отношении определяется договором между перевозчиком и отправителем. За состояние и погрузку контейнеров по общему правилу отвечает отправитель.
Зачастую причиной недостачи или порчи грузов служит неправильная погрузка, закрепление груза в вагоне либо наличие в вагоне посторонних предметов, например торчащих гвоздей либо штырей. В таком случае при перевозке, скажем, сыпучего груза в мешках очень высока возможность повреждения мешков, что может привести к возникновению недостач при приемке товара получателем.
Приемка товара
По прибытии груза на станцию назначения в железнодорожной накладной ставится штемпель данной станции с датой получения груза. Этим удостоверяется надлежащее или ненадлежащее выполнение перевозчиком обязанности по доставке груза в срок. При ненадлежащем выполнении перевозчиком его обязанностей составляется коммерческий акт.
Кроме коммерческого акта часто составляется акт общей формы, который служит для подтверждения таких фактов, как:
- утрата перевозочных документов;
- задержка вагонов на различных этапах перевозки;
- подача под погрузку неочищенных вагонов, цистерн и т. п.;
- отсутствие ЗПУ на вагоне, контейнере;
- обнаружение в пути следования неисправности вагонов и т. д.
Правила составления описанных и иных, используемых РЖД, актов четко регламентированы и утверждены Приказом МПС России № 45 от 18 июня 2003 г.
Коммерческий акт необходимо составлять для удостоверения следующих обстоятельств:
- несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в транспортной железнодорожной накладной;
- повреждение или порча груза и возможные причины такого повреждения;
- обнаружение груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;
- возвращение перевозчику похищенного груза;
- непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза (в этом случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя).
Коммерческий акт должен быть составлен в день выгрузки груза или, самое позднее, в течение следующих суток. Проверка груза должна проводиться в процессе или непосредственно после выгрузки груза.
Виды претензий к железной дороге
Согласно статье 95 УЖД РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам. Общие законодательные требования, регулирующие организацию и ведение претензионной работы с организациями железнодорожного транспорта, установлены главой VIII УЖД РФ.
Сумма ущерба, вызванного недостачей или порчей груза при перевозке железнодорожным транспортом, может быть взыскана в судебном порядке. Однако законодательство предусматривает обязательность проведения досудебных процедур. Так, в соответствии со статьей 120 УЖД РФ перевозчику предъявляется претензия до предъявления иска, связанного с осуществлением перевозок груза.
В большинстве случаев предъявлять претензии к железной дороге имеют право грузоотправитель, грузополучатель (вне зависимости от того, принадлежит им право собственности на груз или нет) и страховщик, осуществивший страховую выплату. В некоторых случаях правом предъявления претензий к РЖД наделен также и владелец железнодорожных путей необщего пользования.
Распространенные претензии
Претензии к РЖД можно предъявлять в случае:
- утраты груза;
- недостачи, повреждения (порчи) груза;
- просрочки доставки груза;
- задержки выдачи груза;
- необоснованной уплаты различных штрафов;
- возврата провозной платы либо платы за пользование вагонами;
- повреждения перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителю или грузополучателю.
Похожие статьи:
Предыдущая страница | Страница 2 из 3 | Следующая страница |