1. Железнодорожные перевозки грузов: правовая основа.
1.3. Законодательная база деятельности Российских железных дорог. Выполняя железнодорожные перевозки грузов,
железные дороги вступают в определенные отношения с грузовладельцами.
Эти взаимоотношения регламентируются определенными нормами и
положениями, едиными и обязательными как для ж.д., так и для всех
предприятий, организаций и лиц, пользующихся их услугами.
Основным документом, устанавливающим права и обязанности, а также
нормы ответственности железных дорог, с одной стороны, и тех
организаций и лиц, которые пользуются ими, с другой, служит Устав железных дорог,
который имеет силу закона. Первый Устав железных дорог был введен в
августе 1920 г., который назывался "Общий Устав железных дорог РСФСР".
Значительные изменения, происходящие в экономике СССР в последующие
годы, заставляли государство периодически пересматривать организацию
работы железных дорог и вводить новые правовые акты.
С 1920 г. по 1955 г. Устав претерпевал значительные изменения четыре
раза: в 1922, 1927, 1935, 1955 гг.. В связи с реконструированием
организации грузовой и коммерческой работы железных дорог в 1964 году
был введен новый Устав железных дорог СССР, который с отдельными
изменениями и дополнениями, вносимыми Советом Министров СССР (за период
с 1969 по 1991 гг.), и Правительством России ( 1995 г.), действует и
поныне.
Действующий Устав содержит 179 статей и делится на семь разделов:
1. Общие положения;
2. Грузовое хозяйство;
3. Планирование и организация перевозок;
4. Железнодорожные подъездные пути;
5. Прямое смешанное сообщение с участием других видов транспорта;
6. Перевозки пассажиров, багажа и почты;
7. Ответственность железных дорог, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров.
Акты, претензии и иски.
Существенные положения, затрагиваемые данным документом - это
обеспечение безопасности движения поездов; рациональное использование
транспортных средств и снижение транспортных расходов; координация
различных видов транспорта; своевременная доставка груза в пункты
назначения и полная его сохранность; материальная ответственность
железных дорог, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров за
невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по перевозкам.
Уставом регламентируется порядок составления и выполнения плана
железнодорожных перевозок, основные условия перевозок грузов,
пассажиров, багажа и почты, взаимоотношения железных дорог с другими
видами транспорта, а также вопросы эксплуатационного характера.
Устав содержит лишь основные положение и правовые нормы и не
предусматривает всего многообразия конкретных условий и особенностей
перевозок отдельных грузов. Министерство путей сообщения (МПС) имеет
право с участием заинтересованных ведомств разрабатывать и утверждать в
установленном порядке нормативные акты, действующие на железнодорожном
транспорте и регламентирующие отдельные аспекты работы данной отрасли.
Так, в разное время были разработаны и утверждены: Правила перевозок
грузов, Технические условия погрузки и крепления грузов. Правила
перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и
железнодорожно-автомобильном сообщении, Правила перевозок
экспортно-импортных грузов. Изменения и дополнения к Уставу, Правилам
перевозок и Техническим условиям публикуются в специальных сборниках.
Все они вводятся в действие с момента опубликования, приобретают силу
закона и являются обязательными для железных дорог, грузоотправителей и
грузополучателей.
Уставом в первую очередь защищаются государственные интересы,
которые выражаются в удовлетворении потребностей народного хозяйства в
грузовых перевозках, так как железнодорожный транспорт остаётся на данный момент времени одним из самых дешевых видов.
Помимо Устава очень важным документом для грузоотправителей и
грузополучателей являются Правила перевозок грузов, в которых весьма
подробно регламентируются: правила приема груза к перевозке; правила
выдачи груза; правила комбинирования вагонов и контейнеров; правила
заполнения накладной и комплекта перевозочных документов; правила
перевозок массовых грузов и составления маршрутных отправок; правила
перевозок грузов с объявленной ценностью; нормы точности взвешивания;
сроки доставки грузов; правила хранения грузов; правила передачи и
переадресовки грузов; правила предъявления и рассмотрения претензий.
Если речь идет о внешнеторговых перевозках, то подобная
регламентация указанных вопросов имеет место в Правилах перевозок
экспортно-импортных грузов. Оба этих документа необходимы для
организации и управления доставкой товаров железнодорожным транспортом
и являются буквально повседневной книгой любой организации или
предприятия, регулярно прибегающим к услугам железнодорожного
транспорта.
1.2. Соглашения о международных железнодорожных сообщениях.
Основным инструментом, с помощью которого разрешаются вопросы международного сотрудничества, в том числе и международные железнодорожные перевозки,
являются международные соглашения. В области железнодорожного
транспорта первой организацией международного сотрудничества для
Советских железных дорог явилась Организация сотрудничества железных
дорог социалистических стран (ОСЖД). На ОСЖД были возложены вопросы
развития экономических связей в области железнодорожного транспорта
между социалистическими странами. В области организации и осуществления
перевозок первым соглашением в области железнодорожного транспорта было
Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС),
которое вступило в силу с 1 ноября 1951 г. Участниками СМГС были СССР,
Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Китай, Северная Корея, Монголия,
Польша, Румыния и Чехословакия. СМГС - многостороннее соглашение,
заключенное на ведомственном уровне. Наряду с основным текстом СМГС в
дополнение к нему одиннадцать стран-участниц соглашения (среди них
СССР) приняли: Единый международный транзитный тариф (ЕТТ), применяемый
для исчисления платы за перевозку грузов транзитом по дорогам -
участницам СМГС; Служебную инструкцию к СМГС; Правила пользования
вагонами в международном пассажирском и железнодорожном грузовом
сообщении (ОПВ); Правила расчетов по СМГС. В СМГС было зафиксировано
ряд основополагающих моментов, таких как: · было определено, что грузы
могут перевозиться по железным дорогам двух и более стран по одному
перевозочному документу - международной накладной. В этом случае
перевозки будут называться "прямым международным сообщением".
Железнодорожные перевозки грузов делятся
на прямые, в которых участвуют только железные дороги, и смешанные, в
которых кроме железных дорог участвуют другие виды транспорта; прямые
международные железнодорожные сообщения бывают перегрузочными, когда
грузы перегружаются из вагонов одной колеи в вагоны другой, и
бесперегрузочными, когда грузы не перегружаются, а кузова вагонов
переставляются на тележки другой колеи; прямые международные
железнодорожные сообщения могут быть бес перегрузочными только в том
случае если колея сопредельных стран одинакова (колею той же ширины,
что и в России имеют такие страны как Монголия и Финляндия, а отдельные
линии остались в Польше, Словакии, КНДР).
Из характера СМГС следует, что это соглашение регулирует
взаимоотношения между железными дорогами разных стран его участниц, а
именно международные железнодорожные перевозки:
когда отправитель заключает договор с одной из железных дорог
стран-участниц на отправление груза, и, по крайней мере, еще одна
железная дорога другой страны-участницы впоследствии также участвует в
данной перевозке.
Основная цель СМГС - создание единого регламента в вопросах,
связанных с заключением международного договора перевозки, содержанием
взаимных прав и обязанностей сторон договора, результатом его
невыполнения и урегулированием претензий вследствие этого, а также
правами и обязанностями лица, в пользу которого осуществлялась
перевозка (то есть получателя груза).
Обязанность соблюдать постановления СМГС относится не только к
железным дорогам, его заключившим, но и к каждой железной дороге,
принимающей участие в данной перевозке и участвующей в СМГС. Помимо
СМГС в России действуют также следующие важные соглашения,
затрагивающие международные железнодорожные перевозки: Соглашения
о прямых железнодорожных сообщениях с Финляндией, Афганистаном,
Турцией, Ираном, Австрией, Югославией (с аналогичным СМГС содержанием);
Соглашение о перевозке грузов в контейнерах в международном прямом
смешанном железнодорожно-водном грузовом сообщении между СССР и
Болгарией (МЖВСК); Соглашение о создании единой контейнерной
транспортной системы (ЕКТС), заключенное между бывшими странами СЭВ; ·
Соглашение о международном железнодорожном транзитном тарифе (МТТ),
явившемся дополнением к ЕТТ.
Кроме того, Советский Союз участвовал, а Россия на правах
правопреемника продолжает участвовать, в работе Международной
ассоциации железнодорожных "конгрессов (МАЖК) и Комитета по внутреннему
транспорту Европейской экономической комиссии (ЕЭК). Рассматривается
вопрос о вступлении России в Международную конвенцию по перевозкам
грузов железнодорожным транспортом (COTIF), действующую на железных
дорогах стран Западной Европы.
Процесс распада социалистического лагеря и бывшего СССР затронул и
железнодорожный транспорт. Железнодорожная транспортная система бывшего
СССР, складывавшаяся в течение многих десятилетий как единый комплекс,
сегодня представлена суммой отдельных государственно-национальных
железнодорожных транспортных структур, однако, все еще связанных в
определенной степени между собой технологически и организационно.
Изменение геополитического положения России привело, во-первых, к
ограниченной возможности непосредственного выхода к европейским странам
и, во-вторых, к потере прямых выходов к портам Прибалтики и Украины.
Теперь российская железнодорожная система находится в значительной
зависимости от железнодорожно-транспортных систем ближнего зарубежья и
Прибалтики, так как большая часть железнодорожных транспортных
переходов расположена на их территории.
За пределами России оказались специализированные портовые мощности
по перегрузке нефтяных и химических грузов (Вентспилс, Рига, Клайпеда,
Ильичевск, Одесса, Поти), сухих химических грузов, массовых навалочных
грузов, зерновых комплексов, паромных переправ Ильичевск - Варна и
Клайпеда - Мукран (порт Росток, Германия). В последние годы Россия
вынуждена использовать для перевозки экспортно-импортных грузов
сухопутные границы Украины, Белоруссии, Литвы.
В целом, исходя из указанных фактов, России желательно сохранение
единой транспортной системы, также как и другим государствам, прежде
всего Украине, Белоруссии, странам Прибалтики, которые экономически
заинтересованы в грузопотоках российского экспорта и импорта.
Руководители железнодорожных администраций стран СНГ, стремясь
обеспечить бесперебойную работу железных дорог, уже в январе 1992 г.
подписали Соглашение об основных принципах эксплуатационной работы
железных дорог стран СНГ в переходный период. При этом были оставлены
без изменения нормативные документы МПС, действовавшие на момент
подписания Соглашения.
Основными нормативным актом, регламентирующим условия международных
перевозок грузов на территории бывшего СССР, за исключением стран
Прибалтики, остается СМГС, которым регулируются взаимоотношения сторон,
по договору перевозки, в рамках СНГ. Бывшие социалистические страны
Азии (Китай, Вьетнам, Северная Корея, Монголия) являются полноценными
участниками СМГС, так как не денонсировали и не выходили из него, в
равной степени как Болгария и Польша (также предпочитавшие не выходить
из СМГС).
На эту группу стран в полной мере распространяется юрисдикция
данного нормативного документа. Для обеспечения условий для поддержания
устойчивых экономических связей, отвечающих потребностям
внешнеэкономической деятельности России, на железнодорожном транспорте
действуют девять двусторонних соглашений о международном грузовом
железнодорожном сообщении. Шесть из них были заключены еще СССР с
Финляндией, Турцией, Австрией, Ираном, Афганистаном, Югославией, а три
уже Россией в 1992 г. с Литвой, Латвией. Эстонией.
Подписанные соглашения предусматривают обеспечение благоприятных
условий функционирования железнодорожного транспорта, в частности,
железнодорожный подвижной состав освобождается от налогов и
государственных сборов, связанных с использованием железнодорожного
пути; налогов и сборов на доходы, получаемые от перевозок. В рамках
Соглашение об основных принципах эксплуатационной работы были приняты
условия разделения парка грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС
СССР. Все страны - республики бывшего СССР сохраняют действующие
правила, инструкции, положения, стандарты, технические условия,
регламентирующие работу железнодорожных транспортных средств.
В целях рационализации и координации транспортной политики республик
бывшего СССР национальными железнодорожными администрациями в 1992 г.
образован Совет по железнодорожному транспорту. Заключаемые соглашения,
а также решения, принимаемые этим органом, действуют и создают
правовые, экономические и организационные условия для беспрепятственной
транспортировки грузов между Россией, государствами СНГ и
прибалтийскими странами, а также транзита через их территории.
Сохранен действующий порядок осуществления международных перевозок,
установленный ранее заключенными межправительственными соглашениями
между СССР и другими странами, а также действие конвенций и других
соглашений в области железнодорожного транспорта, участником которых
являлся СССР. В настоящее время завершается разработка соглашения о
прямом железнодорожном сообщении между Германией и Россией, которое
позволит осуществлять железнодорожные перевозки грузов
по единому перевозочному документу без переоформления на границе между
Польшей и Белоруссией, что сократит сроки доставки грузов и создаст
более удобные условия для грузовладельцев.