Железнодорожные грузоперевозки в России осуществляют более 70% общего объема перевозок грузов.
Железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в развитии экономики любого государства, так как, осуществляя железнодорожные грузоперевозки
в соответствии с потребностями производства, он обеспечивает нормальное
функционирование и развитие всех его отраслей, регионов и предприятий.
Железнодорожный транспорт - жизненно важная отрасль хозяйства,
обеспечивающая экономическую безопасность и целостность государства.
Российские железные дороги (РЖД) - это развитая, мощная транспортная
система, обеспечивающая бесперебойные железнодорожные перевозки грузов по всей стране.
На начало 1996 г. основные показатели технической вооруженности сети
железных дорог характеризуются следующими данными: эксплуатационная
длина - 87,4 тыс. км., протяженность двухпутных линии -36,8 тыс.км.,
электрофицированно линий - 39 тыс.км., развернутая длина главных путей
-126,3 тыс. км. Имеющийся подвижной состав и путевое хозяйство
позволяют водить грузовые поезда весом 10-12 тыс. тонн. В 1995 году -
1058 млн.т. грузов (1214 млрд. ткм.), в то время как всеми остальными
видами транспорта только 244,91 млн.т. При этом грузовые
железнодорожные перевозки осуществляют более 70% общего объема
перевозок грузов (опасные грузы, контейнерные перевозки) страны.
При
эксплуатационной длине, составляющей 7% протяженности железных дорог
мира, на российских магистралях обеспечивается 35% мирового
грузооборота. Однако это не означает, что железнодорожные грузоперевозки в
России работают все время на подъеме. За последний годы, также как и во
всей экономике страны, на железных дорогах наблюдается спад
производства и падение производительности труда. Неудовлетворительно
используется подвижной состав, замедлился оборот грузовых вагонов,
повысилась аварийность. В срочной реконструкции нуждаются большое
количество железнодорожных вокзалов. Резко возрос железнодорожный
тариф грузовых перевозок (по некоторым данным, индекс роста грузовых
тарифов, относящимся к по вагонным и контейнерным перевозкам в 1994 по
отношению к 1990 г. составил 12 632 ед.).
Железнодорожные перевозки грузов и деятельность
железнодорожного транспорта в целом в России регулируется Министерством
путей сообщения (МПС) РФ, в чьи функции входят: соблюдение монополии
государства в этой отрасли экономики (железнодорожный транспорт
является естественной монополией), стратегическое планирование развития
отрасли, (формирование новой законодательной базы, определение тарифной
политики и ряд других масштабных задач.
МПС не вмешивается в конкретную коммерческую деятельность отдельных
железных дорог, которые являются независимыми хозяйственными
подразделениями, самостоятельно определяющими основные направления
своей работы. Вопросами деятельности железнодорожного транспорта в
стране занимается также Департамент железнодорожных перевозок
Министерства транспорта России, который определяет общую политику
российского правительства в отношении данной отрасли хозяйства.
Управление железнодорожным транспортом строится по производственно -
территориальному принципу, вся железнодорожная сеть делится на железные
дороги (их восемнадцать). Управление каждой дороги имеет в своем
составе различные службы и руководит всей деятельностью железной
дороги.
В свою очередь, дороги территориально делятся на отделения, которые
осуществляют руководство производственно-хозяйственной и финансовой
деятельностью линейных производственных предприятий, находящихся в их
границах. К линейным предприятиям относятся: станции, локомотивные и
вагонные депо, дистанции пути, участки энергоснабжения и некоторые
другие. Эти подразделения и выступают непосредственными исполнителями
всей работы по перевозке грузов и пассажиров. На железных дорогах
допускается приватизация или создание частных предприятий, компаний и
фирм, деятельность которых, тем не менее, не препятствует осуществлению
монополии государства. Подобная система управления железнодорожным
транспортом характерна для большинства стран мира. Лишь в некоторых
странах (США, Канада, Япония, Бразилия, Австралия) имеются частные
железные дороги (в США и Японии все железные дороги частные, в других
перечисленных странах частные дороги действуют наряду с
государственными). Тем не менее, во всех странах мира допускается
создание частных предприятий, действующих в области железнодорожного
транспорта; допускается также наличие частных железнодорожных
подъездных путей на предприятия и внутризаводского транспорта.
Железнодорожные грузоперевозки, перевозки железнодорожным транспортом являются
весьма сложным в техническом, технологическом и правовом отношении
процессом. В этом контексте две стороны характеризуют деятельность
железнодорожного транспорта. Первая - связана с решением широкого круга
задач по непосредственной организации перевозочного процесса. Вторая
сторона - это реализация межотраслевых технологических связей и
правовых отношений железнодорожного транспорта с предприятиями
различных форм собственности, частными лицами, а также другими видами
транспорта.
Перевозка грузов в пределах одной страны и взаимоотношения, возникающие при железнодорожных грузоперевозках,
регулируются
национальными уставами, правилами и различного рода инструкциями,
издаваемыми и утверждаемыми в порядке, установленном законодательством
данной страны. Очевидно, что правовые и технологические нормы
перевозочного процесса в международном железнодорожном сообщении
значительно сложнее, так как при их разработке необходимо учитывать
интересы нескольких стран, особенности их национальных нормативных
актов, условий работы железных дорог и технологические особенности
перевозок за рубежом.
Для обеспечения внешнеэкономических связей и развития международной
торговли возникает необходимость в создании надежных транспортных
связей, обеспечивающих своевременную и сохранную доставку товаров,
беспрепятственную передачу грузов на государственных границах и
обеспечение качества сданного к перевозке груза.
Специфика участия железнодорожного транспорта в перевозках
внешнеторговых грузов России заключается в том, что по территории
страны он доставляет подавляющую часть товаров в/из российских портов
для дальнейшей их отправки морским и речным транспортом. Кроме того,
железнодорожный транспорт осуществляет транзитные железнодорожные перевозки грузов иностранной клиентуры по территории России, экспортируя транспортные услуги.
Таким образом, оценивая роль железнодорожного транспорта во
внешнеэкономических связях в целом, не следует ограничиваться данными
непосредственно по железнодорожным перевозкам грузов, надо принимать во
внимание и объемы грузов, перевозимых в смешанном железнодорожно-водном
сообщении, а также транзитные перевозки.