Железная дорога обязана в 180-дневный срок со дня заявления
претензии, подтвержденного почтовым штемпелем пункта отправления или
распиской в получении непосредственно предъявленной претензии,
рассмотреть ее, дать ответ подателю претензии и при полном или
частичном признании требования уплатить ему причитающуюся сумму (п.8
ст.29 СМГС). Если железная дорога отклоняет поданную претензию, она
обязана возвратить все приложенные к претензионному заявлению документы
и дать мотивированные объяснения отказов в требовании (п.11ст.29 СМГС).
В противном случае все приложенные к претензионному заявлению
документы остаются у железной дороги Нередки случаи, когда груз
приходит на станцию назначения с коммерческим актом страны, не
являющейся участницей СМГС. Тогда порядок ведения исково-претензионной
работы значительно усложняется вследствие того, что требования по
грузу, претензии и иски должны быть предъявлены к соответствующим
компетентным органам национальных железнодорожных администраций стран,
оформивших соответствующие коммерческие акты. Рассмотрение таких дел
осуществляется согласно нормам применимого права этих государств и
положений COTIF (Международной конвенции по перевозкам грузов
железнодорожным транспортом, в которой Россия не участвует).
Право предъявления иска, основанного на договоре перевозки,
согласно п.1 ст. 30 СМГС принадлежит лицу, которое имеет право
предъявить претензию к железной дороге. Иск может быть заявлен только
после отклонения рассмотренной претензии. Иск предъявляется только к
той национальной железной дороге, которой была заявлена претензия.
Основанием для предъявления иска является также неполучение подателем
претензии ответа на нее в течение 180-дневного периода времени (п.2
ст.3О СМГС). Иск может быть предъявлен только в надлежащем суде той
страны, железным дорогам которой была предъявлена претензия (п.3 ст.30
СМГС). Претензии и иски к железным дорогам по договору перевозки, а
также иски железных дорог отправителям или получателям могут быть
заявлены в течение 9 месяцев, за исключением претензий и исков о
просрочке в доставке грузов, для предъявления которых установлен
двухмесячный срок (п.1 ст.31 СМГС).
Указанные сроки исчисляются: для претензий о возмещении за частичную
утрату груза, недостачу, повреждение, порчу или снижение качества
груза, а также за просрочку в доставке - со дня выдачи груза
получателю; для претензии о возмещении за полную утрату груза - с 30-го
дня с момента истечения срока доставки груза, исчисленного в
соответствии с правилами, указанными в ст. 14 СМГС; для претензий о
дополнительных платежах или возврате уплаченных ранее сумм - со дня
уплаты, или если уплата не была произведена, со дня выдачи груза; для
претензии о выплате сумм оставшихся от реализации груза - со дня
реализации груза; для всех других требований - со дня установления
обстоятельств, послуживших основанием для их предъявления.
День начала истечения срока давности в срок не включается (п.2
ст.31 СМГС). Предъявление отправителем или получателем письменной
претензии к железной дороге приостанавливает течение срока исковой
давности. Течение сроков исковой давности продолжается с того дня,
когда железная дорога сообщила подателю претензии о полном или
частичном отклонении его претензии. Днем отклонения претензии считается
дата, указанная на почтовом штемпеле пункта отправления, или день, в
который податель претензии своей распиской подтвердил получение
сообщения об отклонении.
Представление доказательств об отправлении претензий и ответов на
нее возлагается на сторону, ссылающуюся на эти факты. Повторные
претензии, содержащие ранее предъявленные, но отклоненные требования,
не приостанавливают течение сроков исковой давности (п.3 ст.31 СМГС).
Согласно п.4 ст.31 СМГС претензии и требования, по которым истек срок
давности, не могут быть предъявлены также и в виде исков.
6. Двусторонние соглашения о прямых железнодорожных сообщениях.
Россия имеет двусторонние соглашения со странами Прибалтики, а также
с Австрией, Югославией, Турцией, Ираном, Финляндией и Афганистаном. Эти
документы предусматривают установление прямого железнодорожного
сообщения. Каждый из них включает основное Соглашение об организации
железнодорожного сообщения и выработанные на его основе правила об
условиях перевозок. Взаимоотношения железных дорог в рамках этих
соглашений регулируются также рядом дополнительных соглашений,
инструкций, правилами пользования вагонами, пограничными соглашениями,
правилами расчетов и другими согласованными документами.
В них оговариваются условия транспортировки грузов, устанавливаются
нормы ответственности сторон, права и обязанности перевозчиков,
грузоотправителей и грузополучателей. Определен круг товаров,
допускаемых к перевозке и перечень грузов, принимаемых на особых
условиях. Для всех отмеченных выше Соглашений общими являются следующие
важнейшие условия перевозок: · грузы принимаются к перевозке по
внутренним правилам страны отправления; · отправление грузов может
осуществляться как в перегрузочном, так и в бес перегрузочном
сообщениях; · грузы, транспортируемые на особых условиях, не
оговоренных в соглашении между сторонами, могут отправляться только по
предварительному соглашению сторон; · для прямого международного
сообщения каждая страна может открыть не все станции, а лишь некоторые
из них.
Списки открытых станций называются в соответствующем соглашении; ·
провозная плата для транспортировки по территории каждой из стран
исчисляется по их внутренним тарифам и правилам. Во всех соглашениях
устанавливается, что при отсутствии в их тексте необходимых указаний,
следует руководствоваться внутренним законодательством; договор
перевозки оформляется соответствующей накладной (по своим реквизитам
эти накладные полностью напоминают накладную СМГС), которая заполняется
на русском языке и языке страны-партнера.
Многие условия Соглашений близки соответствующим разделам СМГС и
COTIF, участниками которых являются страны-партнеры. В некоторых
случаях имеются прямые ссылки на положения данных конвенций и
дополняющие их документы. По политическим и военным причинам в
настоящее время реально действуют соглашения с Финляндией, Австрией,
Югославией и странами Прибалтики. Железнодорожное сообщение с Турцией,
Ираном и Афганистаном пока приостановлено ввиду сложной геополитической
ситуацией в соответствующих регионах.
7. Международные железнодорожные перевозки.
Страны
Западной Европы являются участниками Международной конвенции по
перевозке грузов по железным дорогам - МГК. Это соглашение - одно из
старейших в Европе: оно было заключено еще в 1890 г. в Берне
(Швейцария) и потому его часто называют Бернской конвенцией.
Первоначально в ней участвовало 9 европейских государств, в том числе и
Россия.
В настоящее время ее участниками выступают 33 государства,
большинство из них - страны Европы (и, в частности, Восточной Европы),
а также ряд стран Азии и Северной Африки. Россия в этой конвенции пока
не участвует. Международная конвенция - это межправительственное
соглашение. В соответствии с этим документом для решения вопросов,
связанных с ним, один раз в пять - шесть лет созывается специальная
конференция. При перевозке грузов применяется накладная единого образца
- накладная С1М, реквизиты которой примерно аналогичны накладной СМГС.
Весной 1980 года в Берне проводилась конференция по пересмотру
Конвенции, на которой было принято Соглашение о международных
железнодорожным перевозках (COTIF). В части, касающейся организации
перевозок, оно базируется на положениях МГК, за исключением отдельным
вопросов. Так был упрощен порядок применения правил о группировке
партий грузов, несколько сокращены сроки доставки грузов, введены
специальные положения о порядке предоставления к перевозке мелких
отправок. Поскольку Россия и страны СНГ не являются участниками COTIF,
то перевозки между ними и западноевропейскими странами в прямом
международном железнодорожном сообщении невозможны.
Поэтому они осуществляются при помощи посредников, которые
занимаются переотправкой российских внешнеторговых грузов и
составлением на пограничных станциях новых перевозочных документов. В
соответствии с СМГС функции посредников взяли на себя железные дороги
стран-участниц СМГС, которые в свою очередь участвуют в COTIF. Это
страны Восточной Европы (Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Румыния),
которые участвуют как в СМГС, так и в COTIF.
При отправке экспортных грузов в западноевропейские страны
грузоотправители России и стран СНГ выписывают накладную СМГС и
адресуют ее начальнику выходной пограничной станции вышеназванных
стран. На пограничной станции происходит переотправка груза по адресу
получателя и выписывается новый документ - накладная С1М, по которой
груз следует уже до конечной станции назначения. Все сведения из
накладной СМГС переносятся в накладную GIM.
Аналогичный способ оформления перевозочных документов применяется в
обратном направлении. Поскольку перевозки в сообщении СМГС -
осуществляются на основании двух самостоятельных договоров перевозки,
при следовании грузов по территории стран-участниц СМГС ответственность
железных дорог возникает по правилам этого соглашения, а в дальнейшем -
по правилам COTIF. Соответственно, претензии и иски к железным дорогам
должны предъявляться отдельно по каждому из этих договоров, и притом
только их участниками.
Список использованной литературы и нормативных актов:
1. Устав железных дорог СССР (в редакции постановлений Совмина СССР от 15.07.91 № 362).
2. Закон СССР «О железнодорожном транспорте» от 15.04.91 г.
3. Закон РФ «Транспортный Устав железных дорог РФ» от 8.01.98 № 2-ФЗ
4. Правила перевозки грузов (в редакции указаний МПС РФ от 13.07.97 № В-699У)
5. Закон РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25.08.95 № 153-ФЗ
6. Правила приема грузов к перевозке (утверждены Министерством путей сообщения СССР от 18.09.65 г.)
7. Правила предъявления и рассмотрения претензий (утверждены Министерством путей сообщения СССР от 21.09.65 г.)
8. Правила перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через
морские порты и пограничные станции, не в прямом международном
сообщении (в редакции МПС от 22.01.91 г.)
9. Положение «о Юридическом управлении Министерства путей сообщения
РФ» от 15.02.94 № ЦЮ-232У 10. Указания МПС РФ «О перевозке грузов на
особых условиях» от 29.04.97 № 91У
11. Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (вступило в силу 1.10.51 г.) 12.
Гражданский кодекс РФ 13. Бюллетень транспортной информации
(подшивка за 1995-1998 гг.) 14. Международная конвенция по перевозке
грузов по железным дорогам (МГК) 1890 г. 15. Соглашение о международных
железнодорожных перевозках (COTIF) 1980 г.