В результате планируемых преобразований по совершенствованию государственного регулирования портовой деятельности ожидается следующее: приведение административно-властных структур в морских портах в соответствие с действующим законодательством; унификация и вертикальная интеграция управления государственным имуществом в портах; уменьшение числа федеральных государственных предприятий, подведомственных Минтрансу России; консолидация финансовых ресурсов в целях осуществления мероприятий в рамках ФЦП; сохранение сложившихся налоговых платежей в бюджеты всех уровней.
Представленные предложения по совершенствованию системы управления и регулирования портовой деятельности отражены в концепции федерального закона "О морских портах Российской Федерации", которая была рассмотрена и одобрена на заседании правительственной комиссии по транспортной политике в июле 2001 г. О морской коллегии при правительстве Российской Федерации В декабре 2001 г. в Санкт- Петербурге в историческом здании Адмиралтейства было проведено первое заседание морской коллегии при правительстве Российской Федерации. Выбор места проведения заседания диктовался целью - отдать дань уважения памяти основателю города - Петру Великому. На берегах Невы закладывалось морское могущество нашего Отечества, и здание, где прошло первое заседание морской коллегии, вот уже более двух столетий олицетворяет величие России как морской державы.
Во вступительном слове при открытии заседания председатель коллегии М.Касьянов отметил, что замысел создания морской коллегии при правительстве Российской Федерации заключается в назревшей необходимости координации со стороны правительства действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных, общественных, промышленных и других организаций, связанных с морской деятельностью. По сути, как отметил премьер, в государстве создается механизм реализации национальной морской политики, изложенной в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 г., и закладываются основы долговременного и преемственного курса эффективного развития морского потенциала и обеспечения безопасности страны. Было подчеркнуто, что морской транспорт России должен работать в интересах государства, обеспечивая рост экономики и благосостояния населения.
С докладом по основному вопросу выступил первый заместитель председателя морской коллегии И.Клебанов. Он отметил, что для нашей страны большим событием последних лет стало принятие президентом и правительством Российской Федерации решения по преодолению негативных тенденций, сложившихся практически во всех областях морской деятельности. Освоение и использование Мирового океана исторически имеют для нашей страны жизненно важное значение практически во всех областях - социально- экономической, военной, международной, научно-технической, культурной и др. Накопился комплекс проблем, который оказывает существенное влияние на национальную безопасность России. Проблемы морской деятельности государства, решение которых не терпит отлагательства, тесно связаны с экономической безопасностью страны. Отчетливо определились неблагоприятные для национальной безопасности России факты - уход судов под "удобные" флаги и строительство новых судов преимущественно на иностранных верфях. Эти тенденции имеют экономические корни и обусловлены прежде всего нестабильностью российского нормативно-правового поля, нерациональным налогообложением, неконкурентными условиями пошлин на закупки судов и комплектующего оборудования, отсутствием государственной политической и финансовой поддержки российских судостроителей и судовладельцев.
Говоря о военно-морской деятельности, которая характеризует реальную способность защитить интересы России в Мировом океане, докладчик подчеркнул, что в Морскую доктрину включено положение о том, что задачи по защите национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане, а также главные цели, принципы и приоритетные направления военно-морской деятельности страны изложены в основах политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 г. Эти основы являются не только составной частью военной доктрины, но и неотъемлемой составляющей Морской доктрины. Военно-морская деятельность, связанная с защитой и обеспечением национальных интересов и безопасности в Мировом океане, отнесена к категории высших государственных приоритетов. Трагедия с подводной лодкой "Курск" высветила многие проблемы флота. Ограниченность экономических ресурсов и возможностей государства требует сконцентрировать их на тех направлениях деятельности, которые наиболее важны для обеспечения социально-экономического развития страны и ее национальных интересов.
В Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 г. изложены следующие виды деятельности: морские грузоперевозки; освоение и сохранение ресурсов Мирового океана, в том числе биологических, минеральных и топливно-энергетических; совершенствование научной деятельности; развитие судостроения; обеспечение безопасности мореплавания, поиск и спасание на море, защита и сохранение морской среды; информационное обеспечение. Такая направленность действий должна обеспечить реализацию национальной морской политики, способствующей устойчивому экономическому развитию государства и национальной безопасности.
В своем выступлении заместитель председателя морской коллегии главнокомандующий Военно-Морским Флотом В.Куроедов обратил внимание на необходимость постоянного наращивания усилий в деле сохранения и развития всех составляющих морского потенциала государства, в том числе его главной силовой основы - Военно-Морского Флота. Министр транспорта С.Франк отметил невозможность решения в рамках ведомственных подходов проблем, которые сложились на флоте. Решение хозяйственных вопросов на уровне морской коллегии, в состав которой входят члены правительства России, может дать положительный экономический эффект. При этом министр рекомендовал морской коллегии выполнение Морской доктрины по региональным направлениям (Северное, Балтийское, Каспийское, Дальневосточное).
Кроме того, С.Франк поддержал позицию скорейшего приостановления вывода российского флота под "удобные" флаги благодаря созданию российского международного реестра. "Морская деятельность России и ее силовая основа - Военно-Морской Флот - отныне и навсегда будут находиться под постоянным и неослабным контролем президента, правительства и федерального собрания Российской Федерации, а ее результаты составят неотъемлемую часть планов и программ социально-экономического развития государства", - заявил в заключительном выступлении председатель морской коллегии М.Касьянов. Принимая во внимание, что в 2003 г. исполняется 130 лет со дня образования в России Общества для содействия русскому торговому мореходству, а также 300 лет со дня основания Санкт- Петербурга и в целях привлечения внимания федеральных органов законодательной и исполнительной власти к проблемам российского торгового флота, собрание постановило провести в сентябре 2003 г. в Санкт-Петербурге второй морской форум России.
Похожие статьи:
Предыдущая страница | Страница 3 из 3 |