На специализированных причалах выгрузки из судов навалочных грузов открытого хранения широкое применение получают схемы механизации с использованием грейферно-бункерных перегружателей и в качестве тыловых машин портальных и экскаваторных кранов или роторно-конвейерных машин. Фронтальная и береговая консоли перегружателя, а также его отвальный конвейер имеют вылеты, обеспечивающие возможность обработки всех типов судов и загрузку склада. Таким условиям соответствуют вылеты 30…35 м.
Схема механизации обеспечивает работу причала по различным технологическим вариантам. При прямом варианте навалочный груз грейфером передается в бункер и по загрузочным устройствам поступает в вагоны, стоящие под порталом перегружателя. При отсутствии судов вагоны на причале можно загружать со склада, используя тыловую консоль перегружателя. При варианте судно - вагон для загрузки оперативного склада навалочный груз по питателю поступает на отвальный конвейер.
При возрастании грузопотока более 1,5 млн. т для разгрузки судов целесообразно использовать роторно-конвейерные машины и транспортеры, т. е. машины непрерывного транспорта груза. От разгрузочных машин навалочный груз может подаваться на оперативный склад отвалообразователем или по транспортерам на тыловой склад грузов открытого хранения, в шатровый склад для грузов крытого хранения. Возможна гравитационная выгрузка из шатрового склада сыпучих грузов (самотеком) на заглубленные транспортеры. Для слеживающихся навалочных грузов используют кратцер-краны со скребковыми транспортерами, подающими навалочный груз на отгрузочный транспортер. Открытый склад формируется штабелеукладчиком (стакером) с последующей отгрузкой экскаватором или роторным погрузчиком «реклаймером». Загрузка вагонов осуществляется через бункерно-весовую погрузочную установку. Специализированные причалы, предназначенные для погрузки в суда значительных объемов навалочных грузов (более 1,5 млн. т в год), оборудуют комплексом машин непрерывного действия. В качестве устройства для разгрузки вагонов используют вагоноопрокидыватель, для загрузки судов - погрузочные конвейерные манны, а во время загрузки склада и отгрузки с него навалочного груза — роторно-конвейерные машины.
Схема механизации перегрузки навалочных грузов может обеспечивать работу причала по различным технологическим вариантам.
Работе по прямому варианту
Навалочный груз от вагоноопрокидывателя через приемное устройство поступает на систему конвейеров и через передаточные узлы доходит до погрузочных машин, где и подается на грузовое судно. Когда грузовое судно отсутствует у причала, груз от вагоноопрокидывателя конвейерами транспортируется к приемным устройствам роторно-конвейерных машин, штабелирующих его на складе.
Работа с навалочным грузом по варианту склад – судно
Роторно-конвейерный погрузчик подает со склада на тыловой конвейер навалочный груз и затем конвейерами транспортируется на приемные устройства погрузочных машин которые в свою очередь передают груз на грузовое судно.
В больших портах целесообразно применять вагоноопрокидыватели роторного и бокового типов, имеющие необходимую производительность, надежность и которые лучше всего подходят для автоматизации перегрузки навалочных грузов. Роторные вагоноопрокидыватели, выпускаемые отечественной промышленностью, делают 30 циклов/ч при обработке вагонов грузоподъемностью 62-93 тонны и 25 циклов/ч при разгрузке вагонов грузоподъемностью 125тонн. Производительность их в этих случаях составляет соответственно 1800 и 3125 т/ч. Недостатком роторных вагоноопрокидывателей является значительное заглубление приемного устройства. Боковые вагоноопрокидыватели для этих полувагонов обеспечивают 25 и 20 циклов/ч и производительность 1550 и 1860 т/ч соответственно.
При загрузке навалочных грузов в подпалубные пространства грузовых судов используют метательные машины. Производительность специализированных причалов для перегрузки наволочных грузов определяется возможностями фронтальной перегрузочной техники. Большое количество модификаций перегрузочной техники позволяет выбрать подходящую по производительности машину в соответствии со свойствами груза и конструктивными особенностями судов.
К примеру: Машина для загрузки судов со слеживающимися плохо сыпучими грузами. Грузозаборный ротор служит одновременно для рыхления и передачи груза на вертикальный элеваторный подъемник. Гидропривод обеспечивает установку колонны относительно трюма судна с возможностью ее разворота механизмом. Через воронку груз передается на транспортер на стреле, уравновешенной противовесом . Портал оснащен механизмами разворота стрелы и перемещения вдоль причала. Портальный транспортер передает навалочный груз на сборный транспортер и отвалообразователь.
Для хорошо сыпучих навалочных грузов, не требующих интенсивного рыхления при загрузке-разгрузке грузового судна, могут быть использованы норильно-конвейерные машины. При этом форма грузоподъемной части учитывает конструкцию судна с подпалубными пространствами, что существенно снижает объем внутритрюмных перемещений навалочного груза и зачистки остатков. Производительность, указанная в проспектах и технической документации на перегрузочную технику, является максимальной технической, получаемой в идеальных условиях работы машин. Для получения эксплуатационной производительности, близкой к идеально технической, необходимо разрабатывать технологические схемы грузовой обработки судов, учитывающие конструктивные возможности машины и трюмов грузового судна. А также и возможную последовательность обработки трюмов с учетом прочности корпуса судна. Трюмы, как правило, обрабатывают построчно «по слоям», используя возможности поворота стрелы и перемещения портала с заглублением грузозаборного органа перегрузочной машины в зависимости от свойств навалочного груза и конструкции грузозаборного органа «размеры ковша, сопла и т. п.».
На складах в основном применяют комплексные стаккер-реклаймеры, обеспечивающие формирование и разборку штабеля. В этом случае на стреле роторной машины используют реверсивный транспортер. Загрузку вагонов навалочным грузом предусматривают как по прямому варианту, так и со складов через специальную перевалочную установку, обеспечивающую дозированную загрузку в соответствии с нормой нагрузки и допустимой асимметрии нагрузки на оси колес из условия безопасности перевозки грузов на железнодорожном транспорте.