1. Перевозка грузов по железнодорожным линиям узкой колеи осуществляется по планам в соответствии с Правилами планирования перевозок грузов.
2. Погрузка и крепление грузов в вагонах узкой колеи производятся в соответствии с отдельными Техническими условиями, которые разрабатываются применительно к Техническим условиям, действующим для подвижного состава узкой колеи, и утверждаются начальником железной дороги.
3. По прямым перевозочным документам, которые составляются на весь путь перевозки железнодорожными линиями широкой и узкой колеи, перевозятся:
Тарно-упаковочные и штучные грузы, лесоматериалы в пакетах длиной не более 6 м, шириной не более 1,9 м и весом не более 5 т в одном месте.
Грузы в контейнерах.
Навалочные и насыпные грузы, кроме цемента, алебастра, извести, асбеста, гипса, мела.
Скоропортящиеся грузы принимаются к перевозке по прямым перевозочным документам в виде исключения с разрешения в каждом отдельном случае Укрзализныци.
4. Перевозка лесоматериалов и дров, не увязанных в пакеты, производится по документам, составляемым до станции перегрузки. На станции перегрузки с широкой колеи на узкую и обратно железные дороги принимают к перевозке лесоматериалы и дрова по новым документам. При наличии на станции перегрузки склада отправителя или получателя лесоматериалы и дрова направляются в адрес этого склада, который производит перегрузку груза своими средствами в порядке, устанавливаемом договором между железной дорогой и складом. Перевозка лесоматериалов и дров в пределах узкоколейных линий допускается маршрутами и группами вагонов по одной накладной.
5. Рожь, пшеница, овес, ячмень, гречиха, кукуруза в зерне, горох, фасоль, бобы, чечевица, вика, семя подсолнечное, соя в зерне допускаются к перевозке насыпью. Другие зерновые грузы перевозятся в таре. Зерно насыпью принимается к перевозке по прямым документам, составленным на весь путь следования, при условии пломбирования вагонов на станции перегрузки пломбами (ЗПУ) отправителя.
6. Перевозка грузов наливом проводится в соответствии с Правилами перевозки грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах, утвержденными МПС 25.05.66г.
7. Составление перевозочных документов и расчет платежей за перевозку грузов проводятся в соответствии с Правилами перевозки грузов и тарифами с соблюдением таких дополнительных условий:
По перевозкам со станций узкой колеи назначением на станции широкой колеи: В верхней части накладной, дорожной ведомости указываются номера всех узкоколейных вагонов, в которые погружен груз одной отправки. Другие данные об узкоколейных вагонах (род, грузоподъемность и т.д.) в накладной и дорожной ведомости не указываются. Данные о грузе по каждому узкоколейному вагону отправитель указывает в графе 4 обратной стороны накладной и заверяет своей подписью. На группу узкоколейных вагонов, которые следуют по одной накладной, составляется один вагонный лист. Для этого используется бланк формы ГУ-38б. В графе "Накладная №... " - указывается ее номер, в средней части указываются номера узкоколейных вагонов с указанием в нем по каждому вагону всех предусмотренных формой вагонного листа данных. При перегрузке из вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи грузов, следующих по документам, составленным на весь путь следования, в накладной и дорожной ведомости зачеркиваются номера узкоколейных вагонов так, чтобы зачеркнутое можно было прочитать, и в соответствующих графах проставляются номер и другие данные о вагоне широкой колеи, в который перегружен груз, а также составляется новый вагонный лист.
По перевозкам со станций широкой колеи назначением на станции узкой колеи: При перегрузке из вагона широкой колеи в вагоны узкой колеи грузов, следующих по документам, составленным на весь путь следования, в накладной и дорожной ведомости зачеркиваются номер и другие данные о вагоне широкой колеи так, чтобы зачеркнутое можно было прочитать, и в верхней части указанных документов проставляются номера, род и грузоподъемность всех узкоколейных вагонов, в которые перегружен груз. Другие данные об узкоколейных вагонах, а также сведения о количестве мест и массе груза по каждому вагону в накладной и дорожной ведомости не указываются.
8. В случае перевозки грузов в нескольких узкоколейных вагонах по одной накладной допускается пломбирование вагонов пломбами с одним контрольным знаком. Узкоколейные вагоны с грузами, перевозимыми по одной накладной, должны следовать в составе одного поезда.
9. При перевозке грузов в бумажной таре между станциями линий разной колеи по документам, составленным как на весь путь следования, так и до пункта перегрузки, отправители обязаны вместе с грузом погрузить в каждый вагон не меньше 6 процентов порожних мешков от количества мест, погруженных в вагон.
10. При перевозке грузов по документам, составленным на весь путь следования, необходимые в пунктах перегрузки приспособления и материалы для перегрузки и дальнейшей перевозки грузов предоставляются железной дорогой с использованием приспособлений и материалов, прибывших с грузом. Стоимость затраченных станцией перегрузки материалов и приспособлений вносится в накладную для взыскания с получателя. При перевозке грузов по документам, составленным до станции перегрузки, такие приспособления и материалы предоставляются отправителем или получателем.
11. Перегрузка из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи грузов, следующих по документам, составленным на весь путь следования, проводится средствами железной дороги. Перегрузка грузов, следующих по документам, составленным до станции перегрузки, проводится средствами отправителя (получателя). Железные дороги по договорам с отправителем (получателем) могут проводить перегрузку этих грузов своими средствами. Необходимые приспособления для перегрузки и материалы для крепления груза (стойки, подкладки, прокладки, гвозди, проволока, жердевое и планочное крепление и др.) предоставляются на станции перегрузки отправителем или получателем.
12. При перегрузке грузов из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи средствами отправителя (получателя) с него взимается плата за пользование вагонами широкой и узкой колеи в соответствии с Правилами пользования вагонами и контейнерами за все время перегрузки с момента подачи вагонов под перегрузку до окончания перегрузочных операций (закрепление груза, пломбирование вагонов и оформление перевозочных документов).
13. Взыскание сборов за перегрузочные роботы, которые выполняются железной дорогой, проводится в порядке, предусмотренном Тарифным руководством № 1, утвержденным приказом Минтранса от 15.11.99г. № 551 и зарегистрированным в Министерстве юстиции 01.12.99г. за № 828/4121. Сумы сборов за перегрузку, промывку вагонов после перегрузки грузов, следующих по документам, составленным на весь путь следования, указываются станцией перегрузки в накладных для взыскания с получателя на станции назначения.
14. При перевозке грузов с участием железнодорожных линий разной колеи по документам, составленным на весь путь следования, тарно-упаковочные и штучные грузы, прибывшие в пункт перегрузки в исправной упаковке, перегружаются из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи с проверкой только количества мест, а в поврежденных местах проверяются количество и состояние груза.
15. Перечень навалочных грузов, перевозимых по прямым документам, подлежащих перевеске в пунктах перегрузки, устанавливает начальник железной дороги. Проверка массы груза проводится в вагонах, прибывших под перегрузку.
16. Взаимоотношения железных дорог, отправителей и получателей при перевозке грузов с участием узкоколейных линий по вопросам, не предусмотренным настоящими Правилами, регулируются Уставом и Правилами перевозки грузов.