При современных требованиях к обеспечению бесперебойности морского грузового потока, объёмы которого из года в год только возрастают, всё более широкое применение находят полуавтоматические и автоматические механизированные средства перегрузки. Если с контейнерным грузом всё более - менее понятно и можно обойтись обычным портовым краном то с перегрузкой навалочного груза ситуация несколько иная. На специализированных причалах выгрузки из судов навалочных грузов открытого хранения широкое применение получают схемы механизации с использованием грейферно-бункерных перегружателей и (в качестве тыловых машин) портальных и экскаваторных кранов или роторно-конвейерных машин. Фронтальная и береговая консоли перегружателя, а также его отвальный конвейер имеют вылеты, обеспечивающие возможность обработки всех типов судов и загрузку склада. Таким условиям соответствуют вылеты 30-35 м. Схема механизации обеспечивает работу причала по различным технологическим вариантам. При прямом варианте груз грейфером передается в бункер 5 и по загрузочным устройствам поступает в вагоны, стоящие под порталом перегружателя. При отсутствии судов вагоны на причале можно загружать со склада, используя тыловую консоль перегружателя. При варианте судно — вагон для загрузки оперативного склада груз по питателю поступает на отвальный конвейер.
При возрастании грузопотока более 1,5 млн. тон для разгрузки судов целесообразно использовать роторно-конвейерные машины и транспортеры, так называемые - машины непрерывного транспорта. От разгрузочных машин материал может подаваться на оперативный склад отвалообразователем или по транспортерам на тыловой склад грузов открытого хранения, в шатровый склад для грузов крытого хранения. Возможна гравитационная выгрузка из шатрового склада сыпучих грузов (самотеком) на заглубленные транспортеры. Для слеживающих грузов используют кратцер-краны со скребковыми транспортерами, подающими груз на отгрузочный транспортер. Открытый склад формируется штабелеукладчиком (стаккером) с последующей отгрузкой экскаватором или роторным погрузчиком (реклаймером). Загрузка вагонов осуществляется через бункерно-весовую погрузочную установку. Специализированные причалы, предназначенные для погрузки в суда значительных объемов навалочных грузов (более 1,5 млн. т в год), оборудуют комплексом машин непрерывного действия. В качестве устройства для разгрузки вагонов используют вагоноопрокидыватель, для загрузки судов — погрузочные конвейерные манны, а для загрузки склада и отгрузки с него груза — роторно-конвейерные машины.
Схема механизации перегрузки навалочных грузов обеспечивает работу причала по различным технологическим вариантам. При работе по прямому варианту груз от вагоноопрокидывателя через приемное устройство поступает на систему конвейеров, доходит через передаточные узлы и погрузочными машинами подается судно. При работе по варианту склад — судно роторно-конвейерными погрузчиками груз подается со склада на тыловой конвейер и затем конвейерами или транспортируется на приемные устройства погрузочных машин. При отсутствии судна у причала груз от вагоноопрокидывателя конвейерами транспортируется к приемным устройствам роторно-конвейерных машин, штабелирующих его на складе.
В портах целесообразно применять вагоноопрокидыватели роторного и бокового типов, имеющие необходимую производительность, надежность и удобные для автоматизации. Роторные вагоноопрокидыватели, выпускаемые отечественной промышленностью, делают 30 циклов/ч при обработке вагонов грузоподъемностью 62/93 тонны и 25 циклов/ч при разгрузке вагонов грузоподъемностью 125т. Производительность их в этих случаях составляет соответственно 1800 и 3125 т/ч. Недостатком роторных вагоноопрокидывателей является значительное заглубление приемного устройства. Боковые вагоноопрокидыватели для этих полувагонов обеспечивают 25 и 20 циклов/ч и производительность 1550 и 1860 т/ч соответственно. При загрузке подпалубных пространств судов используют метательные машины. Производительность специализированных причалов для наволочных грузов определяется возможностями фронтальной перегрузочной техники. Широкая номенклатура машин позволяет выбрать машину по производительности, экологичности в соответствии со свойствами груза и конструктивными особенностями судов. К примеру, машина для загрузки судов со слеживающимися сыпучими грузами. Грузозаборный ротор служит для рыхления и передачи груза на вертикальный элеваторный подъемник. Гидропривод обеспечивает установку колонны относительно трюма судна с возможностью ее разворота механизмом. Через воронку груз передается на транспортер на стреле, уравновешенной противовесом . Портал оснащен механизмами разворота стрелы и перемещения вдоль причала. Портальный транспортер передает груз на сборный транспортер и отвалообразователь.
Для хорошо сыпучих грузов, не требующих интенсивного рыхления при разгрузке судна, могут быть использованы норильно-конвейерные машины. При этом форма грузоподъемной части учитывает конструкцию судна с подпалубными пространствами, что существенно снижает объем внутритрюмных перемещений груза и зачистки остатков. Производительность, указанная в проспектах и технической документации на перегрузочную технику, является максимальной технической, получаемой в идеальных условиях работы машин. Для получения эксплутационной производительности, близкой к технической, необходимо разрабатывать технологические схемы грузовой обработки судов, учитывающие конструктивные возможности машины и трюмов судна и возможную последовательность обработки трюмов с учетом прочности корпуса судна. Трюмы, как правило, обрабатывают построчно (по слоям), используя возможности поворота стрелы и перемещения портала с заглублением грузозаборного механизма в зависимости от свойств груза и конструкции грузозаборного органа (размеры ковша, сопла и т. п.).
На складах часто применяют комплексные стаккер-реклаймеры, обеспечивающие формирование и разборку штабеля. В этом случае на стреле роторной машины используют реверсивный транспортер. Загрузку вагонов предусматривают как по прямому варианту, так и со складов через специальную установку, обеспечивающую дозированную загрузку в соответствии с нормой нагрузки и допустимой асимметрии нагрузки на оси колес из условия безопасности перевозки на железнодорожном транспорте.