История перевозки тяжелых грузов
Ученые отмечают, что с древнейших времен вплоть до наших дней для аборигенов Севера и Дальнего Востока
ездовые собаки всегда были универсальными животными: на них ездили и производили перевозку тяжелых грузов, их мясо употребляли в пищу, а из шкур шили зимнюю одежду. Известно, что без ездовых собак вряд ли были бы возможны многие географические открытия и освоение человеком Арктики. Так, Арктический и Антарктический полюса Земли покорены на собачьих упряжках. Ездовая собака также была культовым животным: ее приносили в жертву и совершали над ней другие религиозные обряды.
Некоторые породы
ездовых собак (такие как сибирская, самоедская, эскимосская лайки) создавались на протяжении нескольких столетий. Люди и собаки зависели друг от друга в жестких арктических условиях. Ездовые собаки должны были приходить, когда их звали, принимать упряжку, осуществлять перевозку тяжелых грузов, для охотника находить тюленей по их отверстию для воздуха, загонять полярного медведя до времени прибытия охотника/охотников, быть дружественными с их людьми.
Жизнь человека и ездовой собаки была нелёгкой. Например, средняя продолжительность жизни эскимосской лайки была 5 лет и ездовые собаки обычно умирали от ранения или болезни. Как-то я читала не очень старую заметку о вожаке упряжки, которого многократно стегали за непослушание. Была также история о сучке, рождавшей в то время, когда она тянула упряжку, осуществляя перевозку тяжелого груза. Ей приходилось покидать своих щенков в снегу, которых съедали ездовые собаки, идущие следом. Другая история рассказывала о щенке, которого положили к младенцу для того, чтобы второму было теплее, пока семья путешествует.
Некоторые из этих историй могут показаться ужасающими, но они позволяют нам хоть мельком увидеть бесконечные сложности жизни в Арктике. Люди и ездовые собаки в Арктике живут на грани.
Ездовых собак, которые не приходят на зов хозяина, пристреливают или морят голодом. Не было места для собаки, которая не могла совершать перевозку тяжелых грузов. Результатом метода селекции, основанном на выживании, стала самая крепкая собака в мире.
В 19 столетии ездовых собак начали широко использовать, чтобы обходить систему ловушек и перевозки тяжелых грузов, а именно запасов, полученных от белых людей. Опять же, их способность свободно передвигаться в открытом пространстве, совершать перевозку тяжелых грузов, ночевать под открытым небом, останавливаться по команде и умение распознавать опасности на тропах, ещё раз доказывает их бесценность.
Ездовые собаки были неотъемлемой частью жизни в Арктике приблизительно до 1950 годов, когда стали доступными снегоходы. Тогда канадское правительство произвело полное уничтожение ездовых собак, стараясь взять под контроль болезни, происходящие от собак.
Характеристика перевозок тяжелых грузов ездовыми собаками
Чем больше я читаю и разговариваю с другими людьми, которые путешествуют на собаках по снегу, тем четче вырисовывается картина ездовой собаки. Собака, которая совершает перевозку тяжелых грузов, должна быть сильной, чтобы тянуть тяжелые грузы на большие расстояния в суровом арктическом климате. Обычно ездовые собаки имеют отличные ноги, густую «двойную» шерсть и имеют плотное телосложение. К тому же, ездовые собаки должны быть психологически выносливыми и быть способными к перевозке тяжелых грузов на протяжении нескольких часов, не теряя концентрацию и не раскисая. Упорная собака целый день бежит в упряжке, проходя 10-13 км/ч (максимальная скорость для большинства ездовых собак) по вопиюще-белому покрову, а потом проводит ночь, свернувшись в снегу.
Породы ездовых собак для перевозки тяжелых грузов
Целый ряд пород классифицируется как
ездовые собаки. Самоедская лайка была выведена на востоке Уральских гор, восточная Россия, чтобы помогать людям пасти оленей и тянуть сани, осуществляя перевозку тяжелого груза. Сегодня мы видим только белых самми, тогда как оригинальный самоед мог быть черный или коричневый и белый. Ездовые собаки этой породы не очень быстрые, в сравнении с современными спортивно-беговыми собаками, их не часто увидишь на состязаниях.
Сибирская лайка также занималась перевозкой тяжелых грузов. Изначально она была выведена для перевозки грузов средней тяжести на далекие расстояния в низких температурах восточной Сибири. В результате сибирская лайка меньше большинства остальных ездовых собак и успешно преобразована в спортивно-беговую.
Эскимосская лайка (также известная как эскимосская или гренландская собака) упоминается в древних записях о народах крайнего севера и эскимосах из Дорсет, а также имеет отношение к миграции народов из Азии в северную Америку через Берингово море. Сегодня эскимосская лайка остаётся первобытным псом, в основном не подходящей для роли домашнего питомца, но лидером по перевозке тяжелых грузов (часто в два раза больше собственного веса) в наихудших погодных условиях мира.
Аляскинский маламут был выведен как крупный пес для перевозки тяжелых грузов на далекие расстояния. Некоторые исторические рассказы свидетельствуют, что данная порода развилась среди эскимосского народа махлемут, проживавшего возле залива Коцебу, Аляска. Они использовали собак для охоты, но в 1800 годах появилась дополнительная работа для аляскинского маламута, их начали использовать для перевозки тяжелых грузов. То было продовольствие для работников на золотых приисках во времена золотой лихорадки на Аляске.