Для перевозки строительных железобетонных конструкций во многих случаях необходимы
специализированные полуприцепы. Это обусловлено значительными габаритами и массой железобетонных конструкций, необходимостью соблюдения заданного транспортного положения и мест крепления изделий при перевозке, их восприимчивостью к динамическим нагрузкам и рядом других условий. Для перевозки конструкций в основном используют специализированные грузовые автопоезда, состоящие из седельного автомобильного тягача и специализированного полуприцепа. Применение седельных автопоездов позволяет более полно использовать тяговые возможности тягача. Кроме того, маневренность автопоезда такого типа выше, чем прицепного аналогичного назначения, что особенно важно в стесненных условиях реконструкции зданий и сооружений, когда часто возникает необходимость движения грузового автопоезда задним ходом.
Специализированные полуприцепы для перевозки железобетонных конструкций можно классифицировать по трем основным признакам:
1: Виду и типу основного перевозимого груза
2: Расположению по высоте грузовой платформы полуприцепа относительно седельно-сцепного устройства тягача и колес полуприцепа
3: Форме кузова, которая определяет конструкцию специализированного седельного тягача.
По виду (основного перевозимого груза) дается название специализированному полуприцепу:
Панелевозы - перевозка панелей наружных и внутренних стен и панелей перекрытий.
Фермовозы - перевозка железобетонных ферм.
Плитовозы - перевозка плит покрытий и перекрытий, колонн, свай, балок, ригелей, опор линий электропередачи и дорожных светильников.
Сантехкабиновозы - перевозка сантехнических кабин и элементов шахт лифтов.
Блоковозы - перевозка объемных блоков.
В зависимости от расположения по высоте грузовой платформы полуприцепа относительно седельно-сцепного устройства тягача и колес полуприцепа транспортные средства делятся на три типа:
Высокорамные специализированные полуприцепы - расположение грузовой платформы выше уровня седельно-сцепного устройства и колес полуприцепа.
Низкорамные специализированные полуприцепы - расположение грузовой платформы ниже уровня седельно-сцепного устройства и колес полуприцепа.
Полунизкорамные специализированные полуприцепы - расположение грузовой платформы ниже седельно-сцепного устройства, но выше колес полуприцепа.
В зависимости от формы кузова специализированные полуприцепы делятся на:
Кассетные - расчитанные на перевозку изделий в вертикальном положении.
Хребтовые - с двумя боковыми площадками для размещения перевозимого груза, разделенными хребтовой рамой (перевозимые изделия устанавливают на боковые площадки с наклоном 8—10°, при этом боковой поверхностью они опираются на развитую вертикально-пространственную хребтовую раму).
Платформенные - для перевозки изделий в горизонтальном положении (грузовая площадка таких транспортных средств может иметь постоянные размеры, а также переменные ширину или длину).
Специализированные полуприцепы расчитанные на перевозку изделий под углом до 65° (платформа наклонная, с одной грузовой площадкой).
Панелевозы платформенного типа
Для перевозки стеновых панелей жилых и промышленных зданий высотой до 2 м и длиной до 12 м целесообразно использовать специализированные грузовые автопоезда состоящие их седельного тягача и высокорамного платформенного полуприцепа УПП-201. Полуприцеп имеет сварную раму, выполненную из гнутых профилей. Двухосная тележка панелевоза управляемая, что значительно повышает маневренность автопоезда. Система крепления панелей включает в себя разделители-фиксаторы, которые легко убираются в платформу при холостых пробегах полуприцепа. Панелевоз может быть использован также для транспортировки плит, колонн, балок, ригелей и других грузов, габариты которых не превышают размеров грузовой площадки, а общая масса — грузоподъемности полуприцепа.
Фермовозы
Для перевозки железобетонных ферм было разработано более 80 конструкций специализированных полуприцепов. Однако анализ параметров и условий перевозки ферм показал, что вполне достаточно иметь два вида полуприцепов фермовозов — УПФ-1218 и УПФ-2024. Универсальный специализированный полуприцеп фермовоз УПФ-1218 расчитан на перевозку железобетонных ферм длиной 12 и 18 м, высотой до 3,15 м и массой до 12 т. Рама полуприцепа представляет собой сварную конструкцию, состоящую из трех секций: передней, средней и задней. При перевозке ферм длиной 12 м рама собирается из передней и задней секций, а при перевозке ферм длиной 18 м дополнительно устанавливается 6-метровая средняя секция. В передней и задней секциях рамы располагаются грузовые площадки, на которых устанавливаются концами железобетонные фермы. Полуприцеп фермовоз УПФ-2024 предназначен для перевозки в вертикальном положении ферм длиной 18 и 24 м, высотой до 3,4 м.
Специализированные полуприцепы кассетного типа, выполнены по полунизкорамной схеме, имеют канатную систему управления поворотом двухосной задней тележки.
Панелевозы кассетного типа
Наряду с панелевозами хребтового типа в строительстве все большее применение находят кассетные панелевозы, имеющие одну грузовую площадку с боковыми несущими ограждающими фермами, замкнутыми по торцам и образующими кузов в виде кассеты. При погрузке панели устанавливают вертикально на пол грузовой площадки, фиксируют в этом положении специальными разделителями, предотвращающими соприкосновение панелей, после чего крепят пакет панелей боковыми зажимами по всей длине. По кассетной схеме выполнены панелевозы УПП-0907, УПП-1207 УПП-2008, ПК-1700. Кассетные панелевозы являются универсальными. На них можно перевозить четное и нечетное число панелей, панели с боковыми выступами, а также другие изделия, размеры и масса которых соответствуют размерам грузовой площадки и грузоподъемности специализированного полуприцепа панелевоза.
Панелевозы с наклонной грузовой платформой
При перевозке широкогабаритных панелей перекрытия длиной до 7,2 м и шириной до 3 6 м используют специализированные полуприцепы с наклонной грузовой платформой УПП(Ш)-1207. Наклонная часть грузовой площадки полуприцепа представляет собой пространственную металлическую конструкцию треугольного поперечного сечения. Угол наклона боковой поверхности переменный (55—61°), что позволяет совмещать центр тяжести различных по высоте панелей с продольной осью автопоезда - благодаря этому обеспечивается равномерность загрузки сторон специализированного полуприцепа.
По хребтовой схеме
По хребтовой схеме выполнены специализированные полуприцепы панелевозов ПП-1307, ПП-1407, ПП-2008Б, НАМИ-790. Погрузочная высота хребтовых панелевозов не превышает 700 мм и совпадает с высотой подъема панелей при установке их на грузовую площадку полуприцепа. В строительстве наиболее распространен специализированный полуприцеп панелевоз хребтового типа ПП-130. Полуприцеп имеет гидравлическое опорное устройство двойного действия, обеспечивающее работу автопоезда по «челночной» схеме, с отцепкой полуприцепа в местах погрузки и разгрузки.