В последнее время для транспортировки нефтепродуктов все чаще стали использовать крупнотоннажные полуприцепы-цистерны (ППЦ). Однако при эксплуатации большегрузного транспорта перевозчики сталкиваются с необходимостью получить специальное разрешение на перевозку тяжеловесного груза по дорогам общего пользования. По существующим нормам масса автопоезда не должна превышать 38 т, на долю тягача при этом приходится около 10 т.
Как уложиться в оставшиеся 28 т? Существует два возможных варианта: первый – за счет уменьшения объема груза, но такой способ существенно снижает эффективность транспортировки нефтепродуктов; второй вариант, более приемлемый для перевозчиков, – за счет облегчения самого полуприцепа, снижения его снаряженной массы.
Именно снижение массы моделей является одной из задач, стоящих перед конструкторами ОАО «Завод ГрАЗ» – Грабовского автомобильного завода, крупнейшего российского производителя емкостной спецтехники. Специалисты завода решают эту задачу двумя путями: предлагая конструктивные новшества, которые помогают существенно снизить массу моделей, и используя в производстве цистерн наиболее легкий материал – алюминий.
Алюминиево-магниевые сплавы при производстве цистерн стали применять на ГрАЗе еще в 1990-х годах (тогда алюминий использовался только для аэродромных топливозаправщиков). Сегодня предприятие изготавливает дорожную технику для перевозки нефтепродуктов с алюминиевыми емкостями диапазона от 24 до 40 м3. Завод производит модели по всем нормам ГОСТа, используя алюминиевый лист толщиной 6 мм для сохранения прочности.
Каковы же преимущества техники из алюминия?
Алюминиевые цистерны пройдут весовой контроль там, где его не пройдут цистерны из стали, и позволят избежать штрафа за превышение полной массы и осевых нагрузок. Кроме того, применение алюминиевых цистерн уменьшает нагрузку на седло, а значит, «облегченный» тягач меньше изнашивается и сокращается тяговое усилие, т. е. уменьшается расход топлива. Так, по отзывам клиентов завода ГрАЗ, уже эксплуатирующих подобную технику, алюминиевая ППЦ вместимостью 30 м3 позволяет сэкономить 10 л топлива на 100 км пробега.
При среднем пробеге в день 200 км (экономия топлива – 20 л) и средней стоимости дизельного топлива 17 руб/л использование алюминиевой цистерны по сравнению со стальной экономит 340 руб. в день и соответственно 124 100 руб. в год.
Помимо экономии на обслуживании эксплуатация алюминиевых цистерн имеет множество дополнительных преимуществ:
• благодаря высокой износостойкости и антикоррозионным качествам алюминия увеличивается срок службы цистерны: стальная цистерна служит в среднем 7,5...10 лет, тогда как алюминиевая – от 15 до 30 лет;
• в условиях экстремально низких температур, когда сталь становится хрупкой, алюминий сохраняет высокую прочность;
• потребитель может вернуть часть стоимости цистерны после вывода ее из эксплуатации, реализовав на рынке вторсырья.
Таким образом, использование цистерн из алюминия в целом экономически выгодней и удобней, чем стальных, и существенно повышает эффективность транспортировки нефтепродуктов.
Для снижения массы техники используются и различные конструктивные решения, у которых есть свои плюсы и минусы. Что производители спецтехники предлагают сделать для достижения этой цели?
• Снизить количество ребер жесткости. Однако это ведет к уменьшению прочности и устойчивости моделей из-за опасности гидроудара и противоречит нормам ГОСТа. Напротив, наличие ребер жесткости повышает надежность всей конструкции цистерны. В моделях ГрАЗа они имеют особую, плосковогнутую форму, благодаря чему гасятся удары нефтепродукта.
• Убрать бронелисты. Этот вариант также не допускается нормами ГОСТа – отсутствие бронелистов снижает прочность техники.
• Сделать силовые элементы более легкими и тонкими, что опять-таки снижает устойчивость цистерн.
Подобные решения, по мнению конструкторов ГрАЗа, крайне неэффективны, так как отрицательно сказываются на технических и эксплуатационных характеристиках ППЦ. Исходя из того принципа, что снижение массы цистерны не означает снижения ее надежности – качества, необходимого в российских дорожных условиях, специалисты предприятия выработали более приемлемые способы снижения массы конструкции цистерны:
• облегчение обвески полуприцепов;
• установка цистерн на более легкие шасси. Алюминиевые цистерны ГрАЗ изготавливаются на осях и пневматической подвеске производства компании BPW, мирового лидера в данной отрасли. Подвески BPW легче и долговечнее рессорных, а регулируемый просвет пневмоподвески позволяет добиться полного слива продукта даже при остановке полуприцепа на неровной дороге;
• применение безрамной конструкции, имеющей минимальную массу.
Благодаря этим конструктивным решениям алюминиевые полуприцепы-цистерны марки ГрАЗ имеют небольшую массу и повышенную прочность. ППЦ строго соответствуют европейским требованиям по безопасной перевозке огнеопасных жидкостей (ADR) и российским ГОСТам. По функциональным и конструктивным характеристикам цистерны автозавода аналогичны зарубежным моделям, однако они более приспособлены к эксплуатации на российских дорогах и выгодно отличаются от импортных по цене.