Сегодня в Российской торговой системе (РТС) свободно торгуются акции восьми транспортных компаний. За прошедший год всего одна из них по тактическим соображениям снизила капитализацию и ушла в минус. Рост акций остальных значительно превысил прогнозы.
Для всей транспортной отрасли России прошедший год оказался крайне удачным. Общий объём инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры страны увеличился почти на 40% и составил 770 млрд. руб. Это не могло не сказаться на доходах транспортных компаний. По данным Министерства транспорта России, прибыль предприятий комплекса в 2007 г. перевалила за 100 млрд. руб. При этом наши транспортники только в федеральный бюджет заплатили почти 300 млрд. руб. налогов.
Устойчивый рост пассажирооборота в целом (по 8% уже несколько лет подряд), а также заявленные программы обновления авиапарка (в немалой степени связанные с необходимостью снижения затрат на топливо) стали основными драйверами роста авиакомпаний. "Акции основных транспортных компаний, которые торгуются в Российской торговой системе (РТС), показали впечатляющую динамику, значительно опередив биржевой индекс. Так, бумаги "Ютэйр" и "Аэрофлота" подорожали соответственно на 75% и 66%", - охарактеризовал динамику акций транспортных компаний В. Горбунов, аналитик ОАО "Собинбанк". В частности, "Ютэйр" продемонстрировал рост по пассажиропотоку на 21%, опередив рост сектора, а также очень сильную отчётность за 2006 г. - выручка возросла на 40%, операционная прибыль - на 26%, а чистая прибыль - на 57%.
В категории Русский инцест вы увидите самые увлекательные постановочные видео онлайн.
"Аэрофлот" показал очень хорошие финансовые результаты в первом полугодии 2007 года, сумев значительно улучшить показатели рентабельности: выручка компании возросла на 28%, EBITDA - на 66%. Также на рост положительно влияют заявленные программы обновления авиапарка. "Сибирь", хотя реализует масштабную программу обновления авиапарка (в него войдут в том числе лайнеры Dreamliner), до сих пор не публикует отчётность по МСФО, что, на наш взгляд, является фактором, сдерживающим рост капитализации компании.
Особняком здесь стоит "Красэйр", который при отличной конъюнктуре умудрился снизить стоимость своих акций на 29%. Однако вокруг этой компании, которая должна стать ядром создающейся новой крупной структуры AirUnion, закручено слишком много политических интересов, и, возможно, её директору и акционеру Б. Абрамовичу оказалось выгодно просто занизить капитализацию, поскольку при этом стал меньше стоить и государственный контрольный пакет в "Красэйре".
Не менее эффективно, чем авиаторы, в минувшем году сработали и моряки. Объём перевалки грузов в морских портах вырос на 10%, до 464 млн. тонн. И если у РЖД перевозки выросли всего на 4,5%, то у крупных частных операторов подвижного состава этот показатель превысил 15%. При этом самые высокие темпы роста были зафиксированы в сегменте контейнерных перевозок: за последний год он увеличился на 30%, до 5 млн TEU. Поэтому неудивительно, что в лидерах по росту оказались акции Дальневосточного и Приморского пароходств - 129% и 103% соответственно.
Дальневосточное морское пароходство обеспечило себе рост благодаря продолжающейся интеграции морских и железнодорожных перевозок, портовых услуг (включая приобретение новых активов), а также благодаря сильным результатам за 2006 год - росту EBITDA на 52%, а чистой прибыли - в шесть раз. На рост акций Приморского пароходства, по мнению аналитиков, повлияло наличие обширной программы обновления флота и наращивания дедвейта, а также победа в тендере по транспортировке газа с Сахалина. "Новошип" за счёт увеличения флота и пересмотра условий контрактов показал сильное улучшение финансовых результатов в первом полугодии 2007 года, рост выручки составил 22%, EBITDA - 39%, чистой прибыли - 45%.
"Нашими фаворитами на 2008 год являются: Приморское морское пароходство (потенциал роста котировок 43%) и "Ютэйр" (потенциал роста 35%). По "Новошипу" мы прогнозируем рост котировок на 10%", - считает аналитик Собинбанка В. Горбунов. Впрочем, есть и такая точка зрения, что рост транспортных компаний в будущем будет сдерживаться рядом факторов. "В первую очередь обращаю внимание на то, что цены на нефть как в прошлом году, так и в этом остаются на высоком уровне. Поскольку топливо - это одна из основных составляющих для всех видов транспорта, расходная часть транспортных компаний увеличивается и будет увеличиваться. В этой связи в этом году я не ожидаю выдающихся показателей или бурного роста на рынке акций транспортных компаний", - считает Е. Шаго, директор аналитического департамента УК "Ингосстрах Инвестиции".