Железная дорога заинтересована в малом и среднем бизнесе. По словам начальника Свердловской железной дороги Шевкета Шайдуллина, в 2007 году будет активизирована работа с небольшими грузоотправителями. Интерес железнодорожников вполне объясним: даже с учетом того, что львиную часть грузооборота формируют промышленные гиганты, на долю мелких грузоотправителей приходится почти 30% объема грузовых перевозок СвЖД. По словам начальника пермского регионального агентства фирменного транспортного обслуживания (РАФТО) Любови Харловой, в 2006 году, несмотря на сокращение, связанное с остановкой БКПРУ-1 ОАО "Уралкалий", пермскому отделению СвЖД удалось сохранить и даже преумножить объемы погрузки на 0,4% по сравнению с предыдущим годом. Немалая заслуга в этом принадлежит именно компаниям с небольшим грузооборотом.
В то же время малый и средний бизнес для перевозки грузов по-прежнему чаще пользуется автомобильным транспортом. Сами железнодорожники видят несколько проблем, мешающих им конкурировать с автоперевозчиками.
Как отметил Ш.Шайдуллин, на уровне среднего персонала нет понимания необходимости развития сотрудничества с малым бизнесом: по словам начальника магистрали, "подразделениям СвЖД поставлена задача относиться ко всем клиентам безотносительно их доли грузооборота", кроме того, с 2007 года компания вводит "каскадную систему обучения сотрудников, в рамках которой работников будут обучать методам развития контактов с предпринимателями".
В Пермском РАФТО заверили, что уже сейчас работают с каждым клиентом независимо от объема грузоперевозок: агенты консультируют грузоотправителей, помогают просчитать самые выгодные логистические схемы, оказывают весь комплекс услуг по оформлению и сопровождению груза. "Трудность в том, — отметила Л.Харлова, — что все грузоперевозки по железной дороге совершаются на условиях предоплаты, отсрочка платежа предоставляется лишь постоянным клиентам и только на период новогодних праздников, когда не работают банки".
В Березниковском АФТО (БАФТО) считают, что клиентов пугает слишком сложный документооборот: чтобы оформить договор на отправку груза, "первичному" клиенту необходимо собрать весьма объемный пакет документов и открыть счет в ТехПД (Технологический центр по обработке перевозочных документов). Это внутренний для РЖД аналог лицевого счета — туда клиент перечисляет плату за перевозку своего груза. На это уходит в среднем две недели — клиенту проще обратиться к экспедитору, который за небольшой процент возьмет на себя все заботы, включая бумажную волокиту.
"Железнодорожники не в первый раз пытаются наладить взаимодействие с мелкими грузоотправителями, — сообщил коммерческий директор березниковской экспедиторской компании "Урал-транзит" Ринат Латыпов. — За последние годы столько нововведений появилось в этой сфере. Но надо понимать, что РЖД — монополист, это огромная, инертная структура. Чтобы работать с небольшими компаниями, необходимо быть гибким и быстрым, реагировать на потребности клиента. В этом смысле железная дорога вряд ли сможет соперничать с частными транспортными компаниями".
Сами предприниматели—клиенты СвЖД убеждены, что решающим фактором, определяющим выбор транспортной компании, является вовсе не сервис, а стоимость услуги.
Березниковские лесозаготовительные компании пользуются услугами железной дороги избирательно: большие объемы удобнее отправлять речным транспортом — тарифы дешевле, схема погрузки проще, простоев меньше. Железнодорожные перевозки по сравнению с ним маловыгодны. По железной дороге лес везут лишь зимой, когда навигация закрыта.
Березниковское ОАО "Меакир" пользуется железной дорогой для транспортировки своей продукции в дальние регионы, куда недешево снаряжать автотранспорт. К тому же далеко не всегда удается обеспечить обратную загрузку грузовиков, а гонять их порожняком накладно вдвойне. Железная дорога избавляет своих клиентов от этой головной боли. Однако, говорят в компании, вполне возможно, что в ближайшем будущем выгода от работы с железной дорогой сойдет на нет: с начала года тарифы на грузоперевозки уже выросли на 8%, тарифы на перевозку грузов для экспорта через морские порты РФ вырастут в 2007 году на 11%.