Карьерными самосвалами называются те
самосвалы, которые используют на открытой разработке полезных ископаемых.
Их невозможно использовать на дорогах общего использования чрез их вес и габариты. Как правило, крупные модели являются разборными и именно по частях доставляются на место работ.
Карьерные самосвалы имеют схему с двумя осями полным или только задним приводом и с разгрузкой кузова назад. Раньше пытались эксплуатировать трехосные самосвалы (например, «Terex Titan и WABCO 3200B»), однако они не прижились в карьерных работах.
Современные сверхтяжелые карьерные самосвалы работают на гибридной силовой установке –
дизельный двигатель приводит в действие генератор переменного тока, который питает тяговые электродвигатели, которые вращают колёса.
Тормозная система, так же совмещённое действие гидравлики и электромоторов, которые в режиме торможения вырабатывают энергию. Над созданием электропривода трудятся совместно — General Atomics (Terex),
General Electric (Komatsu), Siemens (Hitachi, Liebherr, БелАЗ).
Главным назначением такой спецтехники является транспортировка горной массы в разрыхлённом состоянии по технологическим дорогам на открытых разработках полезных ископаемых, где есть различные климатические условия.