Предъявляемый к перевозке
груз отправитель должен подготовить таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность
груза и грузового вагона.
С этой целью отправитель должен:
- Надежно закрепить груз внутри упаковки.
- Подвижные части груза застопорить или закрепить относительно неподвижных частей.
- Проверить прочность узлов и деталей груза, предназначенных для постановки крепления, с тем, чтобы они могли воспринимать передаваемые на них усилия от крепления.
- При необходимости дооборудовать груз приспособлениями для его крепления.
Подготовка к перевозке автотракторной техники, автопоездов, съемных автомобильных кузовов и полуприцепов осуществляется в соответствии с приложениями 7 и 21 закона Украины о грузоперевозках. Груз маркируется в соответствии с требованиями статей 5 и 9 закона Украины о грузоперевозках.
Подготовка грузовых вагонов к погрузке
Погрузка груза должна производиться в технически исправные, годные для перевозки данного груза вагоны, очищенные от остатков ранее перевозимого груза, средств крепления, мусора, грязи, снега и льда. В зимнее время пол вагона в местах опирания груза и средств крепления должен быть посыпан сухим песком слоем до 2 мм.
- Пригодность вагонов в техническом отношении для перевозки грузов определяет железная дорога.
- Пригодность грузовых вагонов в коммерческом отношении определяет отправитель, если погрузка груза производится его средствами, или железная дорога, если погрузка груза производится средствами железной дороги.
- Борта платформ, люки и двери полувагонов, если таковые предусмотрены конструкцией грузового вагона, должны быть закрыты и заперты на запоры. Клиновые запоры бортов платформ необходимо осадить вниз до упора.
Допускается погрузка грузов на платформы без бортов, если крепление грузов не предусматривает их использование.
- Секции продольных бортов платформ сцепа должны быть открыты, если они препятствуют перемещению груза при движении вагонов в кривых участках пути.
- При погрузке груза, не размещающегося в пределах длины пола платформы или полувагона, торцевые борта платформы должны быть откинуты на кронштейны, а торцевые двери полувагона - открыты и закреплены.
Груз не должен опираться на откинутые торцевые борта платформы. При необходимости его размещают на подкладках.
- При перевозке грузов на платформах с открытыми секциями боковых бортов последние должны быть закреплены с помощью колец, имеющихся на продольных бортах, за металлические крючки, расположенные на продольных балках рамы платформы. В случае отсутствия колец все противоположные секции бортов отправитель обязан увязать проволокой диаметром не менее 4 мм, которая пропускается под платформой ниже уровня боковых и хребтовых балок.
Проволока не должна соприкасаться с деталями тормозной рычажной передачи и препятствовать их перемещению.
- Ответственность за правильность закрепления или увязки бортов несет отправитель.
- Борта платформы после закрепления должны занимать вертикальное положение.
- На левых крайних секциях опущенных продольных бортов должен быть нанесен несмываемой белой краской номер платформы.
Требования к обеспечению сохранности грузовых вагонов при погрузке и выгрузке груза
В целях обеспечения сохранности вагонного парка отправители и получатели должны соблюдать следующие требования:
- При погрузке и выгрузке автомобилей, тракторов и других колесных и тяжеловесных грузов применять переходные мостики и другие приспособления, предохраняющие от повреждения борта платформ. Разворот на полу платформ гусеничной техники без предварительной защиты пола от повреждения не допускается.
- Перед погрузкой или выгрузкой с погрузочной платформы (рампы) с боковым заездом борта платформы должны быть предварительно до подачи вагонов к рампе опущены, а после окончания погрузки или выгрузки – подняты и закреплены клиновыми запорами.
- При погрузке или выгрузке груза накатом с применением слег они должны опираться на пол платформы или верхний обвязочный брус полувагона.
При погрузочно-выгрузочных операциях не допускается:
- Открывать и закрывать разгрузочные люки грузовых полувагонов с применением тракторов, погрузчиков, лебедок, кранов и другой, не предназначенной для этих целей, техники.
- Опускать грейферы с ударом о пол грузового вагона.
- Задевать грейфером борта платформ, стены и двери полувагонов.
- При выгрузке с помощью лебедки опирать трос на борта платформ и верхний обвязочный брус полувагона.
- Выгружать груз из платформ и полувагонов грейферами, имеющими зубья.
- Выгружать смерзшиеся грузы проталкиванием их в проемы люков грейферами, другими грузозахватными устройствами, применять для рыхления груза металлические болванки, взрыв, а также применять для оттаивания груза открытое пламя с касанием пламени деталей вагонов.
- Грузить грузы с температурой выше +100С.
- Грузить и выгружать сыпучие грузы гидравлическим способом.
- Грузить железобетонные плиты, конструкции и другие грузы в наклонном положении с опорой на боковые стены кузова грузового полувагона кроме случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
- Грузить грузы кранами, оборудованными электромагнитами, с выключением магнита и сбрасыванием груза с высоты более 0,5 м от пола грузового вагона или поверхности груза.
- Крепить грузы к металлическим частям вагона с помощью сварки и сверления.
- Демонтировать детали вагонов, в том числе борта платформ и двери полувагонов.
- Выгружать с грузовой платформы навалочные и насыпные грузы с заездом на настил пола платформы бульдозерами, тракторами на гусеничном ходу, сгребать ковшом экскаватора, а также волочить груз по полу грузовой платформы.
При погрузке навалочных грузов массой отдельных кусков не более 100 кг общая масса груза, падающая на пол полувагона, должна быть не более 5 т, высота падения от пола вагона – не более 3 м. При погрузке навалочных грузов массой отдельных кусков 100-500 кг на дно кузова должен быть насыпан слой из мелких кусков толщиной не менее 300 мм; общая масса груза, падающая на насыпанный слой, должна быть не более 7 т, высота падения – не более 3 м. Навалочные грузы в виде отдельных кусков массой более 500 кг, а также штучные грузы и контейнеры следует грузить без сбрасывания.
После выгрузки грузов получателем (если выгрузка грузов производилась им) или железной дорогой (если выгрузка грузов производилась ею) вагоны должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты средства крепления грузов, за исключением несъемных. Также должна быть снята проволока с рукояток расцепных рычагов автосцепки, с запоров крышек разгрузочных люков, торцевых дверей полувагонов и бортовых запоров платформ; борта платформ, двери и люки полувагонов должны быть закрыты.