Способ погрузки груза разрабатывается любой транспортной компанией на основе таких показателей, как тип груза, способ упаковки и транспортировки. Для каждого вида продукции разрабатывается отдельная схема погрузки. И чем больше ассортимент выпускаемой продукции, тем сложнее рассчитать оптимальные схемы погрузки и сепарации груза. В настоящее время широко используется два способа погрузки груза на транспортные средства – ручной и паллетный. Далее в статье мы постараемся вкратце описать основные преимущества и недостатки каждого из этих двух способов погрузки грузов на транспортные средства.
Ручная погрузка
Ручной способ погрузки грузов используется во многих отраслях экономики - в мебельной, пивоваренной, пищевой, целлюлозно-бумажной промышленностях и т. д.
Ручной способ погрузки груза имеет определенные преимущества в различных ситуациях, некоторые из них в качестве примера описаны ниже.
1. Параметры пакетов тарно-штучных грузов, сформированных на стандартных поддонах 800х1200 мм (европоддон) и 1000х1200 мм (американский поддон), размеры железнодорожных вагонов и кузовов автомобилей, а также универсальных контейнеров не кратны между собой и не имеют общего модуля, вследствие чего для максимальной загрузки транспортного средства можно использовать лишь ручной способ погрузки груза.
2. При большом ассортименте груза сложно разложить единицы продукции на стандартные поддоны, поэтому ручной погрузки груза не избежать. Примером может служить ситуация с отгрузками продукции мебельных фабрик, где ассортимент достигает трех тыс. наименований продукции, различной по размерам и габаритам. Сформировать стандартные паллеты при таком разнообразии практически невозможно.
3. В условиях острой конкуренции компании стараются снизить себестоимость выпускаемой продукции, в том числе и за счет транспортных издержек, то есть меньшим количеством грузовых автомобилей вывезти большее количество продукции, максимально использовав грузоподъемность и кубатуру ж/д вагонов, контейнеров, автомашин. В тоже время почти все крупные пивоваренные заводы из-за высоких железнодорожных тарифов были вынуждены отказаться от загрузки паллетированных товаров в транспортные средства, отдав предпочтение ручному труду грузчиков. Таким образом удается максимально использовать полезную площадь транспортного средства при размещении разномерных единиц груза. Сравнительный анализ ручного и паллетного способа погрузки груза пивоваренных компаний в транспортные средства показывает, что ручная загрузки эффективнее на 25%.
4. Множество наименований и большой ассортимент отгружаемой продукции, как правило, не позволяют сформировать оптимальный заказ, поэтому заказы формируются по так называемому принципу кубометра. Известны средние значения кубометров грузового отделения автомобиля, но это лишь общие значения - зачастую, начиная погрузку груза, грузоотправитель точно не знает, вместится ли весь груз в данный грузовой автомобиль или нет. И тогда на первое место выходит профессионализм персонала грузчиков, которые могут обойтись практически без сепарации продукции и минимально использовать подручные средства (гофротару, полиэтилен, использованные поддоны). Как показывает практика, данный способ погрузки, сепарации и транспортировки груза позволяет обеспечить максимальную сохранность продукции.
Итак, преимущества ручного способа погрузки груза связаны в основном с возможностью максимально использовать объем транспортного средства. Благодаря этому обеспечиваются экономия финансовых средств на перевозках, уменьшение затрат на сепарацию продукции и, как следствие, увеличение вероятности выполнения всех обязательств перед заказчиком.
Недостатки ручного способа погрузки груза заключаются в низкой оперативности этого метода. Норма времени для ручного способа погрузки груза составляет в среднем 4 часа на единицу транспортного средства (40 м3), что уменьшает количество отгруженных транспортных единиц и ведет к увеличению отгрузочных мест, а следовательно, - к дополнительным издержкам. Кроме того, для обеспечения ручной погрузки грузов требуется содержать большой штат грузчиков. На некоторых предприятиях, отгружающих большое количество продукции, штат составляет несколько десятков человек в смену, и это становится существенной затратной частью. Без использования четкой схемы погрузки груза существует риск недозагрузки транспортного средства.
Другими недостатками ручного способа погрузки груза является зависимость от человеческого фактора, вероятность нарушения установленных законодательством норм поднятия и перемещения тяжестей персоналом, невозможность гарантированного обеспечения сохранности продукции как в процессе погрузочно-разгрузочных работ, так и во время транспортировки (без схемы погрузки сложно рассчитать нагрузку на оси транспортного средства). Часто при ручном способе погрузки груза используются лишь показатели объема и после погрузки выясняется, что транспортное средство перегружено.
Паллетная погрузка груза
Паллетный способ погрузки груза используют там, где есть возможность уложить ассортимент выпускаемой продукции на стандартные и нестандартные поддоны, что позволяет разработать схемы погрузки груза с применением механизированных средств для погрузочно-разгрузочных работ. В отличие от ручного способа погрузки груза при паллетном способе значительно сокращается время погрузки, возможна разработка стандартных схем погрузки. Также при паллетном способе погрузки груза упрощается учет отгружаемой продукции, уменьшаются риски, связанные с человеческим фактором и в несколько раз сокращается штат персонала, необходимый для погрузки. Ещё одно преимущество паллетного способа погрузки грузов это возможность использования технологии по сепарации продукции, можно произвести точный расчет нагрузок на оси транспортного средства и контролировать массу загружаемой продукции, не допуская перегруза.
Разгрузка груза
Если при любом способе погрузки груза в транспортное средство груз был надежно зафиксирован, грузополучатель сможет произвести разгрузку с минимальными потерями, а возможно и вовсе без них. Стоит заметить, что при разгрузке потеря времени и, как следствие, дополнительные финансовые затраты чаще всего возникают из-за того, что груз не был нормально закреплён и во время транспортировки смещается. Извлечь его из транспортного средства - очень трудоемкая работа. Кроме того, дополнительные повреждения груза почти неизбежны при его извлечении.
Порядок, правила и способ разгрузки груза устанавливаются для каждого вида транспорта в отдельности.