Крупнейший российский производитель грузовиков КамАЗ изучает три варианта дальнейшего развития бизнеса: слияние с белорусским производителем грузовых автомобилей МАЗ, продажу миноритарного пакета иностранному стратегическому партнеру или размещение его на бирже, сообщил Рейтер источник, близкий к компании.
В случае благоприятного развития событий сделка по продаже стратегу возможна не ранее конца текущего года, сказал другой источник, знакомый с планами автопроизводителя. По его словам, в числе претендентов – немецкая MAN AG, шведские Scania и Volvo, а также итальянская Iveco. По словам источников, речь идет о реализации миноритарного пакета, принадлежащего Тройке Диалог, – около 20%.
Эксперт из компании «2К Аудит – Деловые консультации» Максим Розов в интервью «НР» отметил, что положение КамАЗа на данный момент можно назвать неоднозначным.
С одной стороны, завод занимает почти 50% российского рынка тяжелых грузовиков. При этом продажи растут, однако доля на рынке постепенно уменьшается. Очевидно, что автомобильный завод не успевает наращивать производство такими темпами, чтобы отвечать требованиям растущего российского рынка тяжелых грузовиков. КамАЗ уже вышел на предельный объем производства, и для дальнейшего развития заводу необходимо преодолеть нехватку мощностей.
Что касается предполагаемого слияния с МАЗом, то, как напоминает эксперт, на рынке уже ходили подобные слухи. Сотрудничество двух концернов могло бы помочь укрепить позиции автопроизводителей на рынке СНГ, однако переговоры ведутся уже давно и ни к каким конкретным результатам не привели.
К тому же наиболее перспективным выглядит все-таки «вариант АвтоВАЗа» (который, напомним, продал блокпакет французскому концерну Renault за $1 млрд) – продажа пакета иностранному инвестору, что принесло бы КАМАЗу массу бонусов, в частности, поспособствовало бы модернизации производства.
Любопытных мужчин и женщин сильно возбуждает
подглядывание., смотреть такие
ролики с данным материалом всегда интересно.
Какая именно из перечисленных компаний станет инвестором сейчас сказать трудно. Однако стоит отметить, что MAN, в отличие от своих конкурентов еще не имеет производства в России и не исключено, что сотрудничество с КамАЗом будет шансом «исправится». С другой стороны, не исключено, что партнером КамАЗа будет напротив наиболее «прижившийся» в России концерн Volvo.
Что касается размещения – как третьего варианта развития событий, то, скорее всего, оно будет проведено, но после продажи иностранному стратегу (что, безусловно, повысит стоимость компании). Таким образом, наиболее вероятным представляется вариант «двухходовки».
КамАЗ исходит из примерной оценки компании в $5 млрд., что составляет 10 показателей EBITDA компании ($500 млн.).