В сентябре текущего года планируется подписание соглашения между руководством ОАО «РЖД» и главами Архангельской области, Республики Коми и Пермского края об участии сторон в строительстве магистрали по маршруту Архангельск – Сыктывкар – Кудымкар – Пермь (проект «Белкомур»).
Заместитель начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Сергей Постников сообщил, что соглашение будет носить рамочный характер и определять порядок взаимодействия в проекте «Белкомур» ОАО «РЖД» и субъектов Федерации.
«На текущий момент мы хотим понять, какой объём дополнительных перевозок мы получим в результате реализации проекта. Нам интересна не только его сугубо железнодорожная составляющая. Интересно, как будет осуществляться развитие промышленных предприятий, которые дадут загрузку железной дороге. Получив полное представление по этим составляющим, мы уже сможем и определить степень своего участия в «Белкомуре», – отметил он.
Сергей Постников подчеркнул, что ОАО «РЖД» готово оказывать проекту «Белкомур» экспертную, информационную и техническую поддержку.
«Наше участие может выражаться в модернизации существующих линий. При этом объём наших затрат будет определяться исходя из их экономической эффективности. Прямые инвестиции на текущий момент от ОАО «РЖД» в проект «Белкомур» не предусматриваются. Согласно уже утверждённой «Стратегии-2030» это стройка второго этапа. В проект должны вкладывать свои средства те, кто непосредственно заинтересован в транспортном обеспечении развития своего бизнеса», – добавил он.
Генеральный директор ООО «Северо-Запад-Прикамье» Юрий Демочкин отметил, что в подписании соглашения примут участие представители Мурманской и Кировской областей.
«По мере реализации проекта «Белкомур» увеличится загрузка Мурманского порта. В Кировской области будет задействована ныне не эксплуатируемая железнодорожная ветка. Руководители Пермского края, Республики Коми и Архангельской области уже готовы подписать итоговый договор с ОАО «РЖД». Содержание договора будет определять порядок финансирования строительства новой железной дороги, формирования грузопотоков. Договор коснётся и создания новых предприятий, которое станет возможным после появления развитой транспортной инфраструктуры. Например, важно учесть те грузопотоки, которые будут сформированы с трёх новых шахт, вводимых ОАО «Сильвинит» на Половодском участке Верхнекамского месторождения калийных месторождений», – подчеркнул глава ООО «Северо-Запад-Прикамье».
Юрий Демочкин считает, что ОАО «РЖД» должно учитывать в своих планах, каким образом будет изменяться загрузка тех участков сети, которые будут задействованы в проекте «Белкомур».
«Эти участки находятся в районе Сыктывкара, а также идут от Архангельска и на Мурманск. ОАО «РЖД» должно учитывать не только в своей «Стратегии развития», но и в текущих планах на ближайшие годы, что там потребуется расширение инфраструктуры, увеличение штата сотрудников и объёма подвижного состава», – сказал он.
Министр промышленности и энергетики Республики Коми Николай Герасимов отметил, что «задачей готовящегося документа является синхронизация действий всех задействованных сторон». «Задачей ОАО «РЖД» будет реконструкция рельсового пути на участках Архангельск – Карпогоры, Никунь – Вендинга и Никунь – Сыктывкар», – добавил он.