Страхование груза считается один из наиболее эффективных способов уменьшения риска потерпеть убытки при перевозках. Но как показывает практика, многие предприятия, стараясь сэкономить, отказываются от страхования грузов, надеясь, что ничего страшного не произойдёт. С одной стороны экономия финансов, а с другой стороны получается очень рискованная экономия, так как при повреждении или утери груза убытки могут перевалить за весьма существенную сумму. Получается двоякая экономия, с одной стороны возможность сберечь «пару копеек» а с другой стороны «влететь в копеечку», к тому же немалую. Исходя из этого, можно сделать вывод, что все-таки лучше застраховать груз и «спать спокойно». Но не всё так просто как кажется, при страховании груза надо четко представлять себе, от каких рисков следует застраховать перевозимый груз и какие нюансы при этом нужно учесть.
На что обратить внимание при страховании грузов
Решение о заключении договора страхования груза компания может принять в любой момент до начала его перевозки. Условия страхования зависят от типа груза, маршрута перевозки и т. д. Основной документ, в котором определяются эти условия, - договор со страховой компанией.
Типы договоров
Каждая страховая компания действует на основании лицензии, выданной государством, и специального документа - правил страхования, которые составляются самой компанией. В правилах описываются типы договоров страхования, которые заключает компания, перечень страхуемых рисков по каждому из типов договора, а также порядок возмещения убытков страхователю. У большинства страховых компаний эти документы схожи, поскольку основаны на Правилах перевозки грузов, разработанных Институтом лондонских страховщиков (ICC - Institute Cargo Clauses)*. При перевозке грузов в договорах обычно используются термины правил страховой компании, а при перевозке с пересечением границы - термины ICC, чтобы не возникало проблем с иностранными контрагентами.
Типы страховых договоров различаются между собой только перечнем страхуемых рисков:
С ответственностью за все риски: страховщик несет ответственность за убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, произошедшие по любой причине, кроме случаев, оговоренных в правилах страховой компании.
С ответственностью за частную аварию: на страховую компанию возлагается обязанность по оплате убытков от повреждения или полной гибели всего или части груза, случившихся в результате стихийных бедствий или столкновения транспортных средств, а также при пропаже судна без вести. Некоторые компании включают в этот договор и риск кражи (хищения) всего или части груза.
Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения: страховщик отвечает за убытки в результате гибели всего или части груза, причиненные стихийными бедствиями, а также убытки от аварий и пропажи транспортного средства без вести (например, если мешки с мукой смоет с палубы во время шторма, то страховка будет выплачена, а если мука отсыреет, то нет).
Помимо перечисленных основных типов договоров страховые компании могут заключать контракты на страхование сопутствующих рисков, например ущерб, который может возникнуть в связи тем, что из-за политических или иных событий за время перевозки груза его стоимость изменится или товар не будет поставлен вовсе. Правда, страховая премия при заключении таких договоров довольно высока.
Краткий словарь терминов
Страхователь - физическое или юридическое лицо, страхующее свой имущественный интерес или интерес третьей стороны. По договору страхования страхователь обязан выплатить страховую премию страховщику, принявшему обязательства по возмещению убытка.
Страховщик - юридическое лицо, созданное специально для осуществления страховой деятельности, что подтверждается соответствующей государственной лицензией. За страховую премию страховщик берет на себя обязательство возместить страхователю или выгодоприобретателю убытки, возникшие в результате наступления страхового случая.
Страховой случай - событие, при наступлении которого в силу закона или договора страховщик обязан выплатить страхователю или выгодоприобретателю страховое возмещение (страховую сумму).
Страховая премия - сумма, которую страхователь должен выплатить страховой компании (страховщику).
Франшиза - освобождение страховщика от обязательств возместить убытки, не превышающие определенную величину. (Например, в договоре может быть указано, что убытки будут возмещены на сумму начиная от 100 у.е. - размер франшизы. Это означает, что убытки на меньшую сумму возмещаться не будут.) Франшиза устанавливается в договоре страхования в процентах к сумме, на которую страхуется груз, или в денежном выражении. Франшиза может быть условной и безусловной. В случае страхования с безусловной франшизой страхователю при наступлении страхового случая выплачивается возмещение за вычетом франшизы. (Так, если франшиза составляет 100 у.е., при ущербе в размере 110 у.е. сумма возмещения будет равна 10 у.е.) По договору с условной франшизой страховщик возмещает сумму полностью, но только в случае, когда ущерб превышает размер франшизы.
Бордеро - приложение к договору страхования с указанием объемов и условий всего ряда поставок, которые осуществляются в течение определенного периода.
Сюрвейер - независимый эксперт, имеющий соответствующую лицензию, или сотрудник страховой компании, который устанавливает соответствие условий перевозки условиям договора и письменно свидетельствует об этом.
Регресс - право страховщика на предъявление претензий к третьей стороне, виновной в наступлении страхового случая, с целью получения возмещения за причиненный ущерб. Право на регресс возникает у страховщика после возмещения им убытков страхователю (выгодоприобретателю) в пределах страховой суммы.
Похожие статьи:
Страница 1 из 2 |
Следующая страница