Действующий в настоящее время Таможенный кодекс (вступил в силу 1 января 2004 года) ввёл понятие «таможенная ревизия», которую сотрудники таможенных органов могут провести в отношении уже выпущенных в свободное обращение товаров в течение одного года. Такого рода ревизии являются обычной практикой во многих странах и по замыслу разработчиков кодекса должны облегчить и ускорить процесс таможенного оформления.
Компаниям же отсрочка таможенного контроля даёт возможность лучше к нему подготовиться, проведя у себя посттаможенный аудит. И услуга эта в последнее время действительно пользуется популярностью. Я связываю это с очередным этапом развития российской деловой среды. Компании приобретают опыт споров с таможней, многие судебные дела заканчиваются для них положительно, они стали уделять больше внимания тому, каким образом товары были ввезены на территорию РФ. Руководители хотят быть уверенными в том, что у них всё в порядке и проведение возможных ревизий им не грозит административными и уголовными делами.
Прибегающие к посттаможенному аудиту компании далеко не всегда отдают себе отчёт в том, были ли у них таможенные нарушения или нет. Так, проводившие таможенное оформление импортных товаров компании часто прибегали к услугам сторонних консультантов и специалистов разной степени компетентности.
Есть компании, которые сами оформлением импорта не занимались, но приобретали на внутреннем рынке ввезённые товары у участников внешнеторговой деятельности по очень привлекательным ценам. Понятно, что коммерсанты могут не представлять, были ли произведены все необходимые бюджетные платежи. Вместе с тем сегодня позиция Арбитражного суда такова, что компании несут ответственность за подбор недобросовестных контрагентов. Таким образом, на покупателей возлагается обязанность по проверке добросовестности любого партнёра до заключения сделки. Подобные решения можно видеть в нашумевших делах компаний «Арбат Престиж» и «Эльдорадо».
Разработчики Таможенного кодекса стремились облегчить жизнь импортёрам и экспортёрам, ускорив проведение таможенного оформления внешнеторговых грузов. Для этого значительная часть таможенного контроля была смещена с момента ввоза (вывоза) товара на проверку его обращения внутри страны.