Российские таможенники усиливают контроль. Коллегия Федеральной таможенной службы по вопросам таможенного контроля после выпуска товаров на своем заседании одобрила концепцию развития таможенного контроля.
Концепция предусматривает принятие ряда нормативных актов, которые могут серьезно сказаться на участниках ВЭД. В частности, увеличение срока проверки достоверности сведений после выпуска товаров с момента утраты ими статуса находящихся под таможенным контролем и т. д.
В итоге основными объектами проверок таможенников и налоговых органов должны стать участники ВЭД, так как работа с ними, по мнению ФТС, намного эффективнее работы с товарными партиями. Аргументируется это следующим: количество товарных партий исчисляется миллионами, а количество участников ВЭД – лишь десятками тысяч.
Вполне вероятно, что перенос акцента проверок с партий непосредственно на участников ВЭД вызван "сроками жизни" последних. По данным ФТС, анализ таможенного оформления в Северо-Западном регионе за 2005–2006 годы показал, что 42% организаций осуществляли деятельность менее месяца, 55% работали менее полугода.
Кроме перечисленных планов, одобренная концепция предполагает расширение списка лиц, у которых может проводиться завершающая форма таможенного контроля – таможенная ревизия. В список добавятся лица, осуществляющие операции с ввезенными товарами, то есть не только реализаторы.
"От лечения болезни таможня наконец-то решила перейти к лечению собственно больного". И первыми под этот удар попадут не фирмы-однодневки, за которыми чаще всего стоит или социально деградированный человек или потерянный паспорт, а так называемые серые таможенные брокеры. А за этими многочисленными компаниями стоят не редко большие финансовые потоки и интересы влиятельных людей", – говорит гендиректор ООО "Тандем" (таможенный брокер) Евгений Кошкаров.
По его словам, "из возможных технических проблем можно отметить необходимость для таможни усиление информационного обмена и координации своей работы с органами налоговой службы. От успеха совместной работе этих двух ведомств во многом зависит эффективность проведения таможенных ревизий, которые по закону являются единственной формой таможенного контроля после завершения непосредственного таможенного оформления. Пока два этих федеральных ведомства действуют достаточно несогласованно по принципу перетаскивания одеяла".
"Концептуальный переход на таможенный постконтроль фактически корреспондирует с конвенциальным законодательством и международной практикой. Конечная цель – это, конечно, легализация рынка оборота импортируемой продукции, а легализация рынка, соответственно, увеличит отчисления в федеральный бюджет, плюс государство создаст предпосылки для равной конкуренции всех участников рынка. В тоже время проведение мероприятий в форме, в частности, таможенной ревизии безусловно может сказаться на передвижении товара и у оптовых, и у розничных торговцев. Я имею в виду наложение ареста на такие товары, в том числе с их изъятием, если у таможни возникнут основания полагать, что имели место факты незаконного импорта, например, в форме недостоверного указания кода товара или его таможенной стоимости, что привело к недоплате таможенных пошлин и налогов", – говорит руководитель таможенной практики международной юридической компании DLA Piper Rudniсk Gray Cary Вильгельмина Шавшина.