Создание транспортных коридоров, способных "привязать" экономики европейских и азиатских стран к международным коммуникациям Казахстана, позволит ему стать подлинно интегрированным государством и, что немаловажно, заработать на транзите грузов. Страны, через которые сегодня следует транзит, по оценкам международных экспертов, получают ежегодно около 100 млрд. долл. США.
Казахстан, являясь участником основных международных транспортных коридоров (ТРАСЕКА, Север-Юг, Среднеазиатский коридор, Трансазиатская железнодорожная магистраль), ведет активную работу по интеграции в трансъевропейские и азиатские транспортные сети, заметила "НГ" директор департамента стратегического планирования и международного сотрудничества Министерства транспорта и коммуникаций РК Салтанат Рахимбекова.
Согласно экспертным прогнозам товарооборот между Азией и Европой возрастет к 2015 году до 1 трлн. долл. в год. "Наша задача на этот период - увеличение доходов от транзита грузов через республику ежегодно с 500 миллионов до 2 миллиардов долларов и более", - отметила "НГ" чиновница Минтранскома.
По территории Казахстана проходят как автомобильные, так и железнодорожные трассы. Автомобильный транспорт применяется по большей части для перевозки конечных продуктов и потребительских товаров, импортируемых в основном из европейских стран, а железнодорожный - для перевозки сырья, экспортируемого из Центральной Азии, и контейнерных перевозок между балтийскими и тихоокеанскими портами. В настоящее время наблюдается увеличение экспорта переработанных и готовых товаров.
В то же время последовательный ежегодный рост экономики России, Китая и стран Юго-Восточной Азии на уровне 7-8% будет способствовать увеличению потребности в импорте этими странами промышленных и потребительских товаров. Это, в свою очередь, повлечет увеличение объемов торговли и межконтинентальных автомобильных перевозок.
Кроме того, планируемое вступление России в ВТО наряду с членством Китая в этой организации будет способствовать росту внешнеторгового оборота между ними, а также странами Европы и Тихоокеанского региона. В свою очередь, это позитивно скажется на транзитных перевозках через территорию Казахстана.
Казахстаном заключены двусторонние межправительственные соглашения в сфере международных автомобильных перевозок с 35 государствами Европы и Азии, продолжается работа по дальнейшему присоединению к международным соглашениям и конвенциям, облегчающим осуществление международных перевозок.