Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления устанавливаются для лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию РФ, и могут предусматривать:
- подачу периодической таможенной декларации;
- выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров;
- проведение таможенного оформления на объектах таких лиц;
- хранение товаров на своих складах;
и другие упрощенные процедуры в соответствии с ТК РФ.
Вопрос о применении таких процедур в отношении вывозимых товаров в настоящее время обсуждается, но его решение ставится в зависимость от внесения соответствующих изменений в ТК РФ.
Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления не могут содержать положения, освобождающие лиц от соблюдения требований и условий, установленных ТК РФ и иными правовыми актами РФ, в части:
- полноты и своевременности уплаты таможенных платежей;
- соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
- соблюдения условий и требований таможенных режимов.
В соответствии со статьей 68 ТК РФ специальные упрощенные процедуры таможенного оформления устанавливаются для лиц:
- не имеющих на день обращения в таможенный орган о применении в отношении их специальных упрощенных процедур вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и не считающихся подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 16.2, 16.7, частью 1 статьи 16.9, частью 3 статьи 16.12, статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- ведущих систему учета в порядке, определяемом Минэкономразвития России, своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;
- осуществляющих внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.
Специальные упрощенные процедуры устанавливаются ФТС России в порядке, определяемом Минэкономразвития России. В связи с тем, что в настоящее время такой порядок находится в стадии разработки, установление специальных упрощенных процедур для отдельных лиц не находит в настоящее время реализации. Такой порядок должен вступить в силу в первом полугодии 2005 года.
В настоящее время в соответствии с письмом ГТК России от 30.12.2003 № 01-06/50851 "О порядке действий при применении статьи 68 Таможенного кодекса Российской Федерации" при применении указанной статьи до издания соответствующего нормативного правового акта таможенным органам рекомендовано при обращении в таможенные органы лиц, претендующих на установление специальных упрощенных таможенных процедур, рекомендовать им обращаться с заявлением в ГТК России (ФТС России);
Уполномоченные подразделения ГТК России (ФТС России) (Главное управление организации таможенного контроля совместно с Главным управлением федеральных таможенных доходов, Управлением таможенной инспекции, Правовым управлением) рассматривают поступающие Заявления и информируют Лицо о возможности установления специальных упрощенных процедур в отношении товаров, ввозимых данным Лицом, в тридцатидневный срок со дня регистрации Заявления в ГТК России (ФТС России).
Если при рассмотрении заявления выявлено, что лицо не соответствует условиям, указанным в пункте 1 статьи 68 ТК РФ, ГТК России (ФТС России) в указанный срок информирует об этом лицо в письменной форме с указанием причин отказа. Решение об установлении для лиц специальных упрощенных процедур таможенного оформления доводится до сведения таможенных органов путем издания распоряжения ГТК России (ФТС России).
При этом ГТК России (ФТС России) может делегировать полномочия по рассмотрению заявлений лиц, а также по разработке и утверждению специальных упрощенных процедур таможенного оформления начальникам региональных таможенных управлений и начальникам таможен, непосредственно подчиненных ГТК России (ФТС России).
Вышеприведенное письмо является действующим, но в связи с проведенной в РФ реформой федеральных органов исполнительной власти получение лицом разрешения на применение в отношении него специальных упрощенных процедур таможенного оформления в настоящее время затруднительно.
После установления Минэкономразвития такого порядка лицу, претендующему на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, нужно будет обратиться в таможенный орган (уровень таможенного органа также будет определен) с заявлением в письменной форме о применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления. В этом заявлении должны будут указываться сведения о заявителе и его внешнеэкономической деятельности. Конкретный перечень сведений, а также перечень документов, подтверждающих заявленные сведения, будет установлен в вышеуказанном нормативном правовом акте.
В целях соблюдения одного из вышеперечисленных условий применения таких процедур заявитель должен представить обязательство в письменной форме о согласии вести систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров, а также о согласии обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к указанной системе учета.
Порядок ведения системы учета, как одного из условий установления в отношении лица специальной упрощенной процедуры таможенного оформления в настоящее время утвержден приказом ГТК России от 30.09.2003 № 1077 "Об утверждении Порядка ведения системы учета коммерческой документации лицами, в отношении которых установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления" (зарегистрирован в Минюсте России 11.11.2003, регистрационный № 5218).