По данным статистики Минпромэнерго России рост
промышленного производства в 2006 году составил 103,9% к уровню 2005
года. В товарной структуре экспорта России на машиностроительную
продукцию и оборудование приходится 5,2% общего объема экспорта, что на
20% превышает показатели предыдущего года.
На 1 октября 2006 года сальдированная прибыль по
машиностроительному комплексу составила 72898,8 млн рублей, в том числе
в производстве машин и оборудования – 21708,0 млн рублей (118,1% к
январю-сентябрю 2005 года). Существенно возрос выпуск кормоуборочных
комбайнов (на 62,8%), тракторов на гусеничном ходу - на 30,7%, на
колесном - на 23,9%, кранов башенных - на 30,4, машин
кузнечно-прессовых - на 30,2%, бульдозеров - на 25,3%, автогрейдеров -
на 20,9%, кранов на автомобильном - ходуна 18,1%.
В производстве транспортных средств и оборудования
увеличился выпуск электровозов магистральных - на 45,8%, вагонов
пассажирских - на 26,1%, машин для городского коммунального хозяйства -
на 23,1%, грузовых автомобилей - на 19,5%, легковых автомобилей - на
9,9%, автобусов - на 1,1%.
В качестве основных факторов роста производства
машиностроительной продукции эксперты Минпромэнерго выделяют увеличение
заказов на машиностроительную продукцию в рамках реализации
национальных проектов, оснащение предприятий конкурентоспособным
оборудованием, а также рост автомобильной промышленности.
На российском рынке активно наращивают производство
известные мировые автоконцерны. На сегодняшний день имеются
договоренности о создании в России крупных совместных предприятий
полного цикла, таких как ООО "Дженерал Моторз Авто", ООО "Фольскваген
Рус", ООО "Ниссан Мотор Рус", ООО "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия",
ЗАО "Форд Мотор Компани" и др.
В частности, французская компания "Renault" к 2009
году планирует увеличить производственные мощности принадлежащего ей
завода "Автофрамос" до 160 тыс. автомобилей в год, вместо 120 тыс.
запланированных ранее. Протокол соглашения был подписан 2 февраля на
встрече между представителями автоконцерна и правительством Москвы. По
словам вице-мэра Москвы Владимира Ресина, объем инвестиций в
наращивание производства с французской стороны составит порядка 150 млн
долларов. Уже в течение 2007 года мощности завода будут увеличены на 60
тыс. авто. Для этого московское правительство передаст "Автофрамосу"
часть принадлежавших ему площадей завода "Москвич".
По мнению аналитика Банка Москвы Михаила Лямина, это сотрудничество
взаимовыгодно для обеих сторон, так как московское правительство
заинтересовано в сохранении производственного потенциала города, а
"Renault" получает очень властного партнера из неконкурирующего
сектора, который может оказать весомую поддержку в запуске не только
этого, но и других проектов. "Доля "Renault" на российском рынке
достаточно устойчива: в классе бюджетных автомобилей они входят в число
лидеров, поэтому дальнейшее наращивание производства очень выгодно", -
считает г-н Лямин. Подготавливаемые площади предназначаются под одну из
самых популярных моделей у нас в стране - Logan, поскольку пока
автоконцерн не готов выходить на российский рынок с предложением более
качественного и дорогого автомобиля. По прогнозам М. Лямина, в
ближайшее время "Renault" будет активно занимать позиции по продажам в
нижнем ценовом сегменте, планируя в дальнейшем работать на снижение
издержек и повышение качества автомобилей: "Рано или поздно "Renault"
придется переходить в более качественный сегмент. Может быть, это
произойдет не так быстро как в Европе. Сегодня мы наблюдаем тенденцию
увеличения спроса на более дорогие автомобили: покупатели все больше
предпочитают машины не за 10, а за 20 тыс долларов.. Подготовка хорошей
площадки в Москве даст автоконцерну возможность начать в будущем
производство машин класса Megan и других моделей".