Автомобильные грузоперевозки по России, международные автомобильные грузоперевозки по-прежнему широко востребованы.
Особенность
автомобильного транспорта (равно как и других его видов) состоит в том,
что производственный процесс в этой отрасли складывается из работы
подвижного состава на линии и технического обслуживания транспортных
средств. Производственный процесс выходит за рамки непосредственно
предприятия. Он требует более четкого взаимодействия отдельных служб и
подразделений по обеспечению перевозок грузов, хранению, техническому
обслуживанию и ремонту подвижного состава, а точнее, по эффективному
использованию подвижного состава, материальных и денежных ресурсов,
выполнению перевозок в установленные сроки и качественно.
Совершенствование управления технической службой автотранспортного
предприятия — один из факторов, позволяющих улучшить техническое
состояние транспортных средств без значительных затрат.
Повышение технической готовности во многом зависит от рациональной организации обслуживания и ремонта подвижного состава.
Служба эксплуатации является главным структурным подразделением
автотранспортного предприятия. Основные задачи службы — организация и
осуществление перевозок грузов в установленные сроки и по номенклатуре
при минимальных расходах, рациональное и эффективное использование
транспортных средств в процессе перевозок.
В Министерстве Транспорта и Коммуникаций Республики Беларусь
накоплен положительный опыт по организации и управлению службой
эксплуатации автотранспортного предприятия и транспортного управления.
Суть опыта заключается в четком определении задач организации и
планирования грузовых перевозок, структуры грузовой службы. Такими
задачами являются выполнение оперативного плана в определенные сроки;
высокопроизводительное использование подвижного состава за счет
сокращения порожних пробегов автомобилей и времени простоя их под
погрузочно-разгрузочными операциями.
На грузовую службу предприятий возложены следующие функции:
- заключение договоров с клиентурой на все виды перевозок и расчеты за выполненные перевозки;
- оперативное планирование и диспетчерское руководство работой подвижного состава предприятий на линии;
- контроль за осуществлением перевозок грузов.
Основными техническими мероприятиями повышения эффективности грузового автомобильного транспорта являются:
- подготовка водителей и ремонтных рабочих к приему новой техники;
- создание производственно-технической базы для обслуживания и текущего ремонта транспортных средств;
- совершенствование структуры транспортных средств.
Автомобильные грузоперевозки по России: подготовка водительского состава.
Правильная
эксплуатация новых моделей автомобилей требует от работников глубоких
знаний и производственного опыта. Приобретение навыков правильного
выбора передач позволяет создать оптимальный режим работы двигателя,
повысить срок службы трансмиссии и тормозов.
Автомобильные грузоперевозки по России: подготовка ремонтных рабочих.
Техническое
состояние транспортных средств, их надежность в эксплуатации во многом
зависят от квалификации ремонтных рабочих, занятых техническим
обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава.
Увеличение продолжительности работы подвижного состава на линии
является одним из главных технико-эксплуатационных показателей,
способствующих росту объемов перевозок. Рациональный выбор маршрутов
позволяет увеличить пробег автомобилей с грузом.
Улучшение использования грузоподъемности автомобилей позволяет
увеличить объемы перевозок при неизменной численности водительского
состава. Снижение веса строительных конструкций, комплектующих изделий
способствует изысканию эффективных методов более полного использования
грузоподъемности автомобиля и прицепа.
Большим резервом повышения эффективности перевозок является
дальнейшая механизация погрузочно-разгрузочных работ и тарно-штучных
грузов. Уровень механизации этих работ на автомобильном транспорте
составляет лишь 3 %. Повысить его можно путем применения
специализированных транспортных средств с автономными перегрузочными
устройствами: подъемными бортами, консольными и портальными кранами.
Как показывает зарубежный опыт, полуприцепы-контейнеры
грузоподъемностью от 8 до 30 т оборудуются автономными перегрузочными
устройствами.
В рыночных условиях важным требованием потребителя транспортных
услуг является своевременная и качественная доставка груза. Выполнить
заданные условия представляется возможным с применением логистики, т.
е. управляющего алгоритма, который с помощью различных
экономико-математических методов позволяет оптимизировать работу
отдельных элементов транспортного процесса и объединить эти элементы в
единую систему.
Для большинства грузовладельцев транспорт
является одной из важнейших статей затрат в общей логистической
цепочке. Действительно, на транспорт приходится около половины всех
остальных затрат, включая производство, сбыт и пр. Производители и
покупатели, поставщики и потребители обычно весьма далеки
территориально друг от друга, что вызывает необходимость построения так
называемой "цепочки поставок", системы связей между местами хранения
товаров. В этой системе транспортировка выполняет роль своеобразного
моста.
Таким образом, основной задачей экспедиторских компаний,
осуществляющих предпринимательскую деятельность, связанную с продажей
транспортных услуг, является обеспечение непрерывного транспортного
процесса от места погрузки до места выгрузки товара с минимальными
сроками доставки и обеспечением сохранности грузов.
В этой связи экспедиторские и операторские компании должны постоянно
искать новые пути снижения себестоимости перевозок за счет привлечения
большого объема грузопотока и более четкой координации работы всех
участников перевозки.
Министерство Транспорта и Коммуникаций Республики Беларусь также
предпринимает ряд мер, направленных на повышение эффективности
грузопотоков на территории Республики Беларусь. В частности,
Министерством Транспорта и Коммуникаций Республики Беларусь была
разработана инвестиционная программа.
Главная цель Программы, рассчитанной на 2003 год, состоит в том,
чтобы обеспечить оживление производства и экономический рост
организаций, подведомственных Министерству и открытых акционерных
обществ в которых Министерство осуществляет владельческий надзор. С
помощью использования такого инструмента инвестиционной политики, как
привлечение эффективных иностранных инвестиций. Минтранс намерен
создать для этого максимально благоприятный климат.
В 2003 году основной задачей Программы является привлечение не менее
20 млн. долларов США в виде прямых и портфельных инвестиций, зарубежных
кредитных ресурсов.
Достижение этого результата возможно через осуществление
дополнительного комплекса мероприятий по созданию благоприятного
инвестиционного климата, реализацию всех установленных заданий
департаментами «Белавтодор», автомобильного и водного транспорта
министерства, подведомственными организациями Министерства и открытыми
акционерными обществами, в которых Министерство осуществляет
владельческий надзор, а также оказание соответствующей государственной
поддержки по конкретным инвестиционным проектам.
Автомобильные грузоперевозки по России: развитие логистики
Еще одним направлением совершенствования организационной структуры автомобильных грузоперевозок является применение логистики.
Задачи, решаемые логистической системой, и выработка по ним стратегии можно разделить на три группы:
1.
Задачи, связанные с формированием рыночных зон обслуживания, прогнозом
материалопотока, его обработкой в обслуживающей системе (склад
поставщика/потребителя, предприятия оптовой торговли) и другими
работами по оперативному управлению и регулированию материального
потока.
2. Задачи, включающие разработку системы организации транспортного
процесса (план перевозок, план распределения вида деятельности, план
формирования грузопотоков, график движения транспортных средств и др.).
3. Задачи, связанные с управлением запасами на предприятиях, фирмах,
складских комплексах, размещение запасов и их обслуживание
транспортными средствами, информационными системами.
Решение этих задач особенно актуально в условиях рынка.
Оптимизация и решение этих задач зависит от конкретной ситуации,
исходных данных, условий и требований к эффективной работе
логистической системы, а также проблем, связанных с обеспечением
производства сырьем и полуфабрикатами, с устранением узких мест в
технологии доставки различных видов продукции в пункты производства,
складирования и сбыта. Необходимо учитывать, что на предприятиях с
конвейерной системой технологического процесса, установленный темп
производства сохраняется при условии, если на входе сырье подается на
поточную линию постоянно в нужном количестве и отсутствуют сбои в
транспортировке, которые могут быть вызваны скоплением готовой
продукции на выходе. Здесь примером могут служить заводы фирмы TOYOTA,
на которых запас комплектующих позволяет проработать 2 часа при
возможных сбоях. На предприятиях, работающих в дискретном режиме
необходимо также учитывать колебания поставок, создавая гарантийный
запас для сглаживания этих колебаний.