В Европе, на опыт которой России придется ориентироваться при разработке системы взимания дорожных сборов, существует более десяти различных систем. По оценке Ассоциации международных автоперевозчиков, наиболее удобная и простая из них - "евровиньетка".
В Европе, на опыт которой России придется ориентироваться при разработке системы взимания дорожных сборов, существует более десяти различных систем. По оценке Ассоциации международных автоперевозчиков, наиболее удобная и простая из них - "евровиньетка".
С января 1995 г. в Бельгии, Дании, Люксембурге, Нидерландах и Швеции действует система Eurovignette (или "Евровиньетка"). При въезде в одну из стран - членов системы владельцы грузовиков общей массой более 12 тонн, включая прицеп, покупают абонементы на пользование всеми скоростными магистралями и некоторыми дорогами. Стоимость абонемента рассчитывается в зависимости от времени, которое автомобиль находится на территории государства. "Виньетка" на один день стоит 8 евро вне зависимости от количества осей и экологического класса автомобиля. Пропуск на год для грузовиков с тремя осями и менее стоит 750 евро для автомобилей стандарта Евро-2 и выше или 960 евро для автомобилей, не соответствующих европейским экологическим стандартам. Для автомобилей с четырьмя осями и более, соответствующих экологическому стандарту Евро-2 и выше, годовой абонемент стоит 1250 евро, для "неэкологичных" автомобилей - 1550 евро.
До 2003 года в эту систему входила и Германия, однако с января 2005 года - со второй попытки - там была введена собственная система сборов Maut ("Маут"). В ней размер платы рассчитывается в зависимости от пройденного расстояния. Подсчет осуществляется тремя способами. Если автомобиль часто ездит по дорогам Германии, на него ставится специальный прибор, который хранит информацию о пройденном расстоянии. Компании, которой принадлежит грузовик, раз в месяц выставляется счет. Для грузовиков из-за границы предусмотрена система оплаты с помощью терминалов на автозаправках у въездов на магистрали. Терминал просчитывает маршрут и выставляет сумму к оплате, учитывая количество осей и экологический класс грузовика. Кроме того, существует возможность оплаты расстояния, которое планируется пройти, через Интернет. Для автомобилей с тремя (и менее) осями стоимость одного километра составляет от 9 до 13 евроцентов. Для остальных - от 10 до 14 евроцентов.
В Австрии за пользование магистралями должны платить владельцы грузовиков общей массой более 3,5 тонны. За 5 евро водитель покупает специальный прибор, который помещает на лобовом стекле. Прибор связывается с датчиками, расположенными рядом с въездами на магистраль, с помощью микроволн, и деньги за пользование снимаются со счета. Эта система позволяет не создавать помехи движению транспорта, указывают разработчики.
Для автомобиля с двумя осями километр стоит 13 евроцентов, с тремя - 18,2 евроцента, с четырьмя и более - 27,3 евроцента. Оплачивать сборы можно как до поездки, так и после - на специальных точках наличными, кредитной или топливной картой. Кроме того, свои системы взимания дорожного сбора существуют во Франции, Швейцарии, Италии, Испании, Португалии, Греции, Чехии, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Сербии и Черногории, Македонии и Турции. Министры транспорта Евросоюза уже несколько лет обсуждают возможность введения единой системы сборов для грузовиков. В частности, в планах Евросоюза до 2012 года ввести во всех странах ЕС сбор с грузовиков общей массой более 3,5 тонны. Правительство Германии добилось для себя исключения из этого правила, так как операционные издержки на введение такой платы составили бы 30% сборов: небольших грузовиков в перевозках задействовано в четыре раза больше, чем больших, а сборы с них невелики.
В декабре 2003 г. Европейский парламент решил, что каждая страна сможет сама выбирать техническое решение, однако все они должны быть совместимы. В 2007 году следует ввести единый прибор, устанавливаемый на грузовик для считывания размера платежей. Ранее Еврокомиссия предлагала ввести с 2012 г. систему, основывающуюся на данных со спутников Galileo.
По мнению пресс-секретаря Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Антонины Камчатовой, наиболее удобной формой оплаты пользования автодорогами является система вроде "Евровиньетки". "По сути, это похоже на проездной на метро: купил и ездишь сколько хочешь. Недостатком немецкой системы является необходимость больших капиталовложений", - сказала она.