В последнее время практика доставки грузов претерпевает значительные изменения. Основные причины этих изменений — контейнеризация международных грузопотоков, следствием чего явился отказ от системы доставки груза каждым видом транспорта изолированно друг от друга, и развитие интегрированных смешанных (мультимодальных) перевозок.
Как правило, в большинстве стран мира под смешанной понимается перевозка с использованием нескольких видов транспорта, которая выполняется под ответственность одного лица, т.н. оператора смешанной перевозки. Международная практика сложилась таким образом, что в качестве такого оператора чаще всего выступает экспедитор, в результате чего роль последнего в процессе доставки груза приобретает все большее значение. Недаром во внешнеторговой практике экспедитора часто называют “архитектором перевозки”. И для перевозчиков, и для экспедиторов уже давно не секрет, что получить прямую (минуя экспедитора) загрузку в развитых странах практически невозможно.
В соответствии с законодательством большинства стран мира к транспортно-экспедиционным относятся все услуги, так или иначе связанные с перевозкой груза. А все договоры, заключаемые экспедитором при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности, подразделяются на две группы:
1) договоры, заключаемые с клиентом (договоры транспортной экспедиции);
2) договоры, заключаемые с исполнителем той или иной экспедиторской услуги (договоры перевозки, хранения, страхования и т.п.).
Договоры, заключаемые с клиентом
Экспедитор может заключать с клиентом два вида договоров, согласно которым: а) в отношениях с третьими лицами, участвующими в выполнении транспортно-экспедиционных услуг, экспедитор выступает от своего имени (самостоятельно действующее лицо, договорной перевозчик, принципал и т.п.); б) экспедитор в отношениях с третьими лицами выступает от имени клиента (агент-экспедитор, представитель, поверенный и т.п.).
Основное отличие состоит в том, что своими действиями в отношении третьих лиц экспедитор создает права и обязанности либо для себя, либо для клиента. Соответственно, если при выполнении договора возникают какие-либо спорные моменты (например, утрата груза), в первом случае экспедитор обязан возместить ущерб клиенту, и имеет право взыскать убытки с непосредственного исполнителя, а во втором — все спорные вопросы клиент будет решать с непосредственным исполнителем, экспедитор же либо оказывает ему содействие, либо выступает в качестве его представителя.
В зависимости от статуса экспедитора (экспедитор-агент или экспедитор-принципал) по-разному происходит правовое регулирование отношений между ним и клиентом. Если в первом случае достаточно несколько статей, касающихся общих предписаний, то во втором необходима детальная законодательная регламентация целого блока вопросов. В первую очередь, это вопросы, связанные с ответственностью экспедитора (в большинстве стран для экспедитора-принципала, как и для перевозчика, устанавливается ограниченная ответственность, обязательный претензионный порядок разрешения споров между экспедитором и клиентом, право залога (удержания) груза в качестве обеспечения уплаты провозных платежей, сокращенные сроки исковой давности и т.п.), выдачей экспедитором так называемых экспедиторских документов (коносаментов, накладных, экспедиторских складских свидетельств и т.п.).
Помимо прочего оба типа договоров транспортной экспедиции могут быть срочными, или длящимися (заключенными на определенный срок), и разовыми (на выполнение конкретного поручения).
Основное отличие состоит в том, что в длящемся договоре, как правило, устанавливаются только общие обязанности сторон, а условия выполнения конкретных поручений согласовываются дополнительно (выдача заявок (поручений) и их акцепт, подписание дополнений и приложений к договору и т.п.), а в разовом подробно указываются условия выполнения конкретного поручения (наименование груза, пункты отправления и назначения, схема перевозки, перечень услуг, выполняемых экспедитором, и т.п.). Кроме этого, разовый договор может быть заключен путем выдачи экспедитором экспедиторского документа (коносамента на смешанную перевозку груза, расписки о приеме груза и т.д.).
Договоры, заключаемые с исполнителем услуги
Основным видом договора, заключаемого с исполнителями услуг, является договор перевозки. Обычно этот договор заключается по правилам, установленным транспортными конвенциями. Основной способ заключения – выдача перевозчиком транспортных документов (накладных, коносаментов и т.д.). Однако если между экспедитором и перевозчиком существуют деловые длительные отношения или экспедитором предъявляется к перевозке большое количество груза, которое должно перевозиться отдельными партиями в течение определенного срока, между экспедитором и перевозчиком может быть заключен договор на организацию перевозок. Основное его отличие от договора перевозки в том, что предметом договора перевозки является обязанность одной из сторон доставить груз из пункта А в пункт Б, а другой стороны оплатить услуги, тогда как договором на организацию перевозки устанавливается обязанность одной стороны (перевозчика) в определенные сроки принимать, а другой стороны (грузовладельца) предъявлять обусловленное количество груза к перевозке. Сами же условия перевозки определяются накладными или коносаментами, выдаваемыми на конкретную партию груза. Причем, как правило, в договоре на организацию перевозок оговаривается, какой документ (договор или транспортный документ) имеет преимущество при осуществлении перевозки.