Физические лица и компании все же смогут ввозить в Россию приобретенные за рубежом фирменные вещи для собственных нужд без специального разрешения владельцев товарных знаков. Высший арбитражный суд (ВАС) существенно переработал проект постановления пленумов ВАС и Верховного суда РФ, который изначально фактически вводил запрет даже на обычный шопинг. Однако это не будет касаться товаров, ввозимых для перепродажи. Эксперты отмечают, что четких критериев, по которым таможенники различают товары для личного и коммерческого использования, до сих пор не выработано.
Как стало известно "Ъ", проект совместного постановления пленумов Верховного суда РФ и ВАС, посвященного четвертой части Гражданского кодекса об исключительных правах, будет публично обсуждаться в президиуме ВАС 15 января 2009 года. Последняя редакция проекта, выносимого на заседание президиума (текст имеется в распоряжении "Ъ"), существенно отличается от первоначальной (см. "Ъ" от 19 сентября). Серьезной переработке подверглись, в частности, разъяснения положений о ввозе в Россию товаров, маркированных товарными знаками, без специального разрешения владельцев прав на эти знаки. Первоначально проект предлагал считать нарушением любой ввоз фирменного товара, который физическое либо юридическое лицо законно приобрело за рубежом, но не получило специального разрешения на ввоз этого товара в Россию. За это грозила бы конфискация товара, предусмотренная ст.14.10 кодекса об административных правонарушениях ("Незаконное использование товарного знака").
Сейчас в проекте проводится различие между ввозом фирменных вещей для собственных нужд и ввозом товаров для коммерческого использования. Ввозить вещи для себя смогут как физические лица, так и компании, никаких специальных разрешений владельцев товарных знаков это не потребует. "Мы развиваем сложившуюся практику, когда ввоз оригинальных вещей для личного использования не является нарушением, а несанкционированный импорт товаров для коммерческого использования — является",— объяснил советник управления анализа и обобщения судебной практики ВАС Владимир Корнеев, член рабочей группы по подготовке проекта постановления.
Однако проблема в том, что цели ввоза товаров таможенники могут оценить по-разному, приняв, например, два-три мобильных телефона за коммерческую партию. "Критерии, по которым определяется личное либо коммерческое использование, нигде не указаны. Поэтому таможенные органы руководствуются собственным усмотрением, что существенно затрудняет установление истины",— констатирует советник юридической фирмы "Городисский и партнеры" Владимир Мещеряков. Владимир Корнеев подчеркивает, что проект постановления "дает разъяснения только для судов, которые будут оценивать ввоз товаров исходя из фактических обстоятельств дела". Адвокат юридической компании "Усков и партнеры" Вадим Усков полагает, что придумать универсальный критерий скорее всего вообще невозможно. "У компаний всегда существовала проблема доказать таможенникам, что товар, даже в единственном числе, ввозится для собственных нужд",— говорит господин Усков.
В арбитражных судах рассматривается сейчас целый ряд дел о конфискации автомобилей, ввозимых в Россию без разрешения владельцев товарных знаков. Таможенники задержали автомобили, ввозимые компаниями и предпринимателями в единственном экземпляре, якобы для собственных нужд. Наиболее громкое дело о конфискации подержанного Porsche Cayenne S передано в президиум ВАС для пересмотра (см. "Ъ" от 12 ноября), после чего суд в Санкт-Петербурге отложил рассмотрение похожего дела о конфискации автомобиля BMW.
Проблем параллельных импортеров проект постановления не решает, считает представитель ООО "Автологистика" (ввозила запчасти для автомобилей Honda и Nissan) в суде Анатолий Семенов. Владимир Корнеев с этим согласен: "Дать иное толкование закона, которое, например, допускало бы параллельный импорт, сейчас невозможно, поскольку для этого необходимо изменить сам закон. Возможно, по мере развития международной торговли такое решение будет принято".