Требования клиентов к уровню логистического сервиса растут с каждым днем. Чтобы организовать оптимальное обслуживание клиентов в условиях постоянно увеличивающейся конкуренции, логистическим операторам нужно четко представлять, что можно и нужно предлагать различным целевым группам клиентов. Логистический оператор на современном складе ответственного хранения может предоставить широкий спектр стандартных услуг. При этом логистическому оператору необходимо вместе с клиентом четко определить требования к хранению и обработке продукции с учетом особенностей работы клиента. А работа с клиентом это как раз то обязательное условие работы, без которого логистический оператор не сможет внедрить и реализовать любой масштабный проект.
Еще одно обязательное условие, необходимо учитывать специализацию клиента, которая зависит от того, какие товарные группы он предлагает рынку:
- Аксессуары, белье, одежда.
- FMCG.
- Рекламная продукция.
- Садовая техника, оборудование, товары для дома и сада.
- ГСМ.
- Бытовая техника и электроника.
- Запасные части.
- Косметика и парфюмерия.
Особого внимания заслуживают принципы работы логистического оператора с торговыми сетями и применяемые при этом технологии.
Стандартные услуги
На сегодняшний день стандартный пакет логистических услуг включает в себя: ответственное хранение, предпродажную подготовку, кросс-докинг, доставку грузов и дистрибуцию. Складское ответственное хранение – одна из самых востребованных логистических услуг. Все логистические операторы предлагают размещение грузов на стеллажах, напольно или в мелких ячейках.
Специалистами осуществляется подборка любой сложности:
- Паллетная обработка.
- Покоробочная подборка.
- Мелкоштучная комплектация.
Предпродажная подготовка как логистическая услуга позволяет клиентам исключить дополнительные затраты на транспортировку со склада к месту предпродажной подготовки и погрузо-разгрузочные работы.
Она включает в себя:
- Сортировку, маркировку.
- Подготовку товаров к рекламным и маркетинговым акциям.
- Упаковку и составление наборов, в том числе упаковку продукции нестандартного формата.
- Упаковку в термоусадочную пленку.
- Стикеровку.
Маркировка любых видов продукции – обязательная процедура, необходимая для быстрой обработки товара и подготовки его к реализации, а удобная для конечного потребителя упаковка является одним из инструментов, повышающим продажи товаров. Стикеровка может производиться как этикетками, предоставленными клиентом вместе с партией товара, так и теми, которые будут изготовлены непосредственно на складском комплексе логистического оператора.
Всё выше перечисленное это базовые услуги на сегодняшний день практически любого логистического оператора, которые востребованы клиентам. В последнее время все более востребованной становится такая складская услуга, как обработка бракованной продукции: переборка и сортировка, выборка из партии товара негодных к продаже образцов.
Условия начала операций
В первую очередь, еще на стадии заключения договора, до того момента, когда товар поступит на склад, необходимо обсудить с клиентом наличие на продукции штрихкодов или иной маркировки, однозначно ее идентифицирующую. Поскольку на складах логистического оператора не всегда сотрудники могут обладать необходимыми знаниями о товаре, с которым им придётся работать, маркировка товара является одним из необходимых требований для нормальной совместной работы.
Обязательно нужно наладить обмен данными между системами логистического оператора и представителями клиента в заранее согласованном формате. Потому что использование современных технологий, радиотерминалов, сканеров и т.д. невозможно без полноценного обмена данными. Безусловно, у каждого крупного логистического оператора есть свой стандартный формат обмена данными, но в любом случае необходима его доработка под каждого клиента индивидуально, так как у каждого клиента есть свои требования, свои обязательства перед конечными получателями и для эффективной работы их требуется учитывать.
Требования клиента
Логистический оператор должен в обязательном порядке учитывать их и согласовывать все до начала любых операций с товаром клиента. Потому что если товар пришел на склад, а условия и технологии его обработки до мельчайших деталей не обсуждены, невозможно качественно и квалифицированно работать с этим товаром. Эффективное управление процессом оказания услуг невозможно, если окажется, что не проработан очень серьезный блок – согласование различных процедур работы.
Это касается как оформления документов, так и технологий обработки грузопотока товаров любого вида:
- Особенности учета и хранения.
- Требования к приемке.
- Требования к отбраковке товара и дальнейшая работа с браком.
- Специфика отгрузки.
- Дополнительная упаковка, маркировка и т.п.
Необходимая складская и транспортная документация должна быть подготовлена в соответствии с законодательством той страны, в которой находится логистический оператор и требованиями заказчика. Клиент должен иметь возможность отслеживать, как хранится его товар, поэтому логистический оператор должен предоставлять ему с определенной периодичностью отчеты по хранению товаров и о производимых операциях с товаром.
Зачастую логистическому оператору приходится для успешной реализации проекта закупать и устанавливать дополнительную технику, оборудование и материалы. Их выбор определяется необходимостью быть впереди конкурентов, а значит, специализироваться на оказании самого широкого спектра услуг, востребованных клиентами. Дополнительные расходы на специфические технические решения будут целесообразны в том случае, если речь идет о реализации специального проекта, когда с клиентом заключены долгосрочные контракты и соглашения о сотрудничестве.