При создании сети мультимодальных перевозок наибольшее значение имеет создание терминалов новых типов с новыми функциями и модернизация старых. В соответствии с различными видами грузоперевозок различие в мультимодальных перевозках проявляется в звеньях водных и наземных систем. При создании терминалов учитывается вид грузоперевозки которую будет обслуживать терминальная сеть, её организационная структура, функции и место в транспортной сети. Основные характеристики терминалов в значительной степени зависят от таких факторов, как возрастающее влияние грузоотправителей в сфере мультимодальных перевозок, либерализация рынка и выход за пределы национальных границ.
Поскольку в международных мультимодальных перевозках решающим является фактор управления, роль терминального обслуживания еще более возрастает. Растет и число частных терминалов.
В настоящее время в Западной Европе существуют Европейская терминальная сеть, в частности:
-Интерконтейнерная терминальная сеть.
-Терминальные сети, объединяющие две-три страны.
-Национальные терминальные сети.
-Терминальные сети для мульти- и бимодальных перевозок, принадлежащие отдельным транспортным компаниям.
-Терминалы объединяются в сети различных видов, где положение отдельного терминала может быть фидерным, блоковым, блоково-угловым, мультиблоковым и мультиблоково-угловым.
Все услуги, предлагаемые на отдельных терминалах и в логистических центрах, могут быть разделены на пять функциональных типов, которые используются при определении специализации терминалов.
Функции терминалов по типам следующие:
-Услуги по перегрузке.
-Обслуживание грузовых мест (аренда, лизинг, складирование, ремонт).
-Обслуживание автотранспортных средств (аренда, лизинг, стоянка, ремонт, техобслуживание, мойка).
-Обслуживание сети (начально-конечные операции, таможенное обслуживание, система контроля за движением).
-Услуги, связанные с грузом (загрузка, выгрузка, предоставление складов).
Тенденции развития терминалов и организации мультимодальных перевозок в перспективе будут заключаться в том, что:
-Работа терминальных сетей в большей степени будет сосредоточена в руках независимых региональных транспортных компаний.
-Произойдет усложнение структурного состава участников мультимодальных перевозок.
-Увеличится количество двусторонних и многосторонних компаний (совместных предприятий) в области мультимодальных перевозок.
-Национальные компании выйдут на внешний рынок для обеспечения управления по всей цепи перевозок.
-Возрастет и значение операторов в мультимодальных перевозках.
Однако развитие терминалов может иметь и негативные последствия, такие, как неполная их загрузка, чрезмерное усложнение процесса перевозки, технико-организационная несовместимость в международных перевозках, снижение уровня качества услуг. Новая концепция терминальных сетей предлагает переход от изолированного мультимодального терминала к единому грузовому распределительному центру, где терминал будет главным элементом. Наличие центра, выполняющего функцию связующего звена между товаропроизводителями и потребителями, является свидетельством дальнейшей интеграции транспорта и сфер производства и потребления.
В распределительном центре выполняются такие операции как сортировка, отбор, сборка, укрупнение, разделение, упаковка, складирование, хранение, грузообработка, пакетирование, контейнеризация, поставка и транспортировка груза. Каждый терминальный центр характеризуется мощностью (объемом), конкретным месторасположением, а следовательно, своей собственной зоной экономических интересов, определяемой логистической линией, по которой проходит создаваемая и реализуемая продукция. Каждый из них является центром передачи товаров, потоков информации, транспортных потоков, потоков грузообработки, начиная от единичного (штучного) продукта до крупнотоннажного контейнера.
Каждый распределительный центр терминальной сети связан с сотнями товаропроизводителей, номенклатура товаров которых измеряется тысячами наименований. Уровень автоматизации выполнения операций соответствует последним достижениям науки, техники и технологии. Вся информация о фирмах-клиентах, заказах, товарах, сроках, транспортных средствах заносится в компьютер.