Следующим фактором в пользу честной работы с таможней является стоимость услуг брокера. Естественно, что брокер, занимающийся растаможиванием грузов «всерую», берет за свои услуги больше. Ведь в первую очередь он рискует деньгами, потому что в случае чего будет пытаться откупиться, а во вторую – собственной свободой, так как за намеренное занижение таможенных платежей группой лиц полагается не самый маленький срок. Чаще услуги по «серому» оформлению оказывают логистические компании, предоставляющие и транспорт, так как им легче осуществлять замену счетов. В то же время «белые» логистические компании, занимающиеся международными перевозками и предлагающие сервис по таможенному оформлению в пакете с транспортом, выставляют вполне адекватные цены на брокерские услуги. Калькуляция показывает, что в некоторых случаях экономия на таможенных платежах дает меньшую прибыль, чем экономия на стоимости услуг таможенного брокера.
Берегите репутацию
Сложившийся имидж добросовестного поставщика через некоторое время начинает работать на него. К предоставляемым им документам относятся уже с большим доверием, их проверяют не так тщательно, и на небольшую оплошность таможня может «закрыть глаза» и довольствоваться объяснительным письмом, не задерживая оформление и не требуя ворох бумаг, заверенных верховными инстанциями. Это означает ускорение оформления и отсутствие необходимости давать взятки.
Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что у каждого таможенного поста есть свой план и свои показатели, которые портить не хочется. Поэтому «белый» импортер с хорошими документами на посту – желанный гость и в этот, и в последующие разы. В этом случае также есть шанс, что брокер при таможенном посте (если используются услуги оного) отнесется к импортеру по-родственному.
При экономическом обосновании выбора того или иного способа работы с таможней просчитайте затраты на все статьи расходов, включая риск брокера, зарплаты рискующих сотрудников, дополнительные поборы и проч. Даже если импортер является адептом «серой» таможни, у него обязательно найдутся поставки, в которых выгоднее будет растаможить товар по «белой» схеме, особенно если в штате брокера имеются люди, умеющие доказывать цену контракта.
РИСКИ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ СЕРОГО ЦВЕТА
«Серое» оформление чревато нестабильностью. Как бы ни был распространен «серый» импорт и до какого бы совершенства ни были доведены все его схемы, всегда есть риск, что дело сорвется: оборвутся нужные связи, выйдет новое постановление, «закручивающее гайки» еще сильнее и делающее растаможивание груза по желаемой цене невозможным. В этом случае «белая» схема сравнима с самой длинной дорожкой в телеигре «Умники и умницы» – по времени затратнее, но надежнее. Ситуация, когда разом отменяются Конституция, Таможенный кодекс и Закон о таможенном тарифе, а на дружественный таможенный пост приходит новый человек, который категорически настаивает на том, чтобы вы провезли груз контрабандой или под видом зеленого горошка, представляется менее возможной, чем обратная.
Стабильность же является залогом успешного бизнеса. Переплатив чуть больше при «белом» оформлении, но получив свой груз вовремя безо всяких сложностей, коммерсант имеет все шансы сэкономить больше, нежели тот, кто вез «зеленый горошек» тайными тропами, пережидал «в кустах» проверку на дружественном посту, растерял за это время половину клиентов и выяснил, что растаможить товар по оговоренной стоимости нельзя по причине вышедшего вчера нового постановления. «Белый» груз не привязан к конкретному посту и конкретному брокеру – появляется большее пространство для маневров и снижения затрат легальными путями.
Вдобавок, «серая» схема априори подразумевает, что документы на груз не в порядке. Обычно это касается не только замененных инвойсов с измененной ценой, весом и кодами. «Уйти в сумрак» дешевле, чем выяснять, как заполнить кипу документов должным образом. Поэтому небрежное отношение к оформлению товаросопроводительных документов чревато дополнительными поборами на пути следования: за отсутствие правильно заполненных деклараций, сертификатов и необходимых бумаг надо платить. В противном случае вы рискуете получить счет за простой машины, которая ненадолго «пропадет» в странах Балтии или попадет под конвой сил МВД Республики Беларусь.
С этой точки зрения подготовка к таможенному оформлению по «белой» схеме позволяет импортеру отправить груз с необходимыми документами, что минимизирует простои на таможенных переходах и сводит на нет попытку поборов со стороны недобросовестных представителей власти. Готовность представить необходимые оригинальные документы и разъяснения делают вашу компанию и ваши грузы абсолютно неинтересными для «оборотней» на таможне. После нескольких попыток остановить груз и придраться таможенники, получившие квалифицированный отпор, теряют к грузам такой компании всякий интерес и могут начать пропускать их уже без дополнительных остановок и осмотров. Это как раз тот случай, когда в конечном счете имидж начинает работать на самого участника ВЭД.
Ложная уверенность
Отсутствие должного числа специалистов по таможенному оформлению и ВЭД приводит к ложному убеждению в том, что «белая» таможня – дело очень сложное, путаное и подчас невозможное. Такое мнение распространено среди импортеров, которые по роду своих занятий и не должны разбираться во всех тонкостях таможни и держать под подушкой Таможенный кодекс, поскольку нанимают для этого «специалистов». А эти «специалисты» выбирают «серые» схемы, уже руководствуясь исключительно своими интересами.
К следующей причине неверия можно отнести убеждение, что «все так делают, и ничего им за то не бывает». Но, как известно, все когда-то бывает в первый раз, и статьи 327 УК, 194 УК и 19.23 КоАП никто не отменял, поэтому стоит изначально калькулировать, стоит ли выигрыш в 50 евро с машины нескольких лет свободы.
Также наивно полагать, что работа через «серого» брокера гарантирует, что о вашей «серости» никто никогда не узнает. Как правило, все такие импортеры и схемы известны, причем не только в логистической среде.
ОПРОВЕРЖЕНИЕ МИФОВ
Так почему же «серая» таможня так распространена? Во-первых, до сих пор силен миф о том, что «белая» всегда будет дороже. Причем эксплуатируют этот миф и те, кто прекрасно осведомлен, что «выбеливание» компании может принести положительные в финансовом отношении результаты. Вспоминается случай, рассказанный коллегой. После того как он вывел владельца крупной компании на «белую» схему, тот долго удивлялся, почему же они так долго работали по-другому. Оказалось, что специалист по ВЭД сидел на откатах от брокеров, специализирующихся на «серой» таможне.
Во-вторых, «серую» и «белую» схемы можно сравнить с получением водительских прав за взятку и по-честному. В первом случае вроде бы все проще, но эта простота обязательно скажется на дороге, где правила нужно применять уже не для сдачи экзамена.
Похожие статьи:
Предыдущая страница | Страница 2 из 3 | Следующая страница |